Беларусь и Россия снова на пороге нефтяной войны?
15.01.2021

Беларусь и Россия снова на пороге нефтяной войны?

Между Беларусью и Россией назревает очередной нефтяной конфликт. Причина в 3,5 млрд российских рублей (46,52 млн долларов), которые «Гомельтранснефть Дружба» рассчитывает получить от «Транснефти».

Белорусское предприятие считает эту сумму своими «выпадающими» доходами:  1 млрд российских рублей — недополученная выручка из-за снижения грузопотока российской нефти в прошлом году, а еще 2,5 млрд — повышение тарифа на транзит на величину введенного белорусскими властями экологического налога.

Российская компания «Транснефть» называет подсчеты «Гомельтранснефть Дружба» экономически необоснованными. Снижение транзита российской нефти в прошлом году произошло из-за уменьшения добычи в рамках сделки ОПЕК+, отмечают там. В планах было транспортировать 50 млн тонн, но вышло на 4,54 млн тонн меньше. 

В ситуации попыталось разобраться Еврорадио.

Чтобы понять, насколько справедливо требование «Гомельтранснефть Дружба» с юридической точки зрения, надо ознакомиться с текстом соглашения по транспортировке, отмечает старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб.

По мнению эксперта, без согласия России поднять тарифы Беларусь не сможет.

— Могут быть разные варианты, когда это требование может быть обосновано. Тут поле деятельности для юристов. С одной стороны, в договоре могли быть прописаны конкретные объемы, а с другой, даже при их наличии могла быть какая-то оговорка о форс-мажоре, — отмечает Вадим Иосуб. — Тогда Россия могла бы апеллировать к тому, что мы и бы рады [прокачать больше], но вот решение ОПЕК+ из-за падения цен, а падение цен из-за пандемии ковида. А пандемия ковида — это форс-мажор.

Чтобы отстоять свою правоту, Беларусь теоретически может обратиться в суд ЕАЭС. Но перспектив там немного. Тем более спорить с Россией сложно в условиях, когда она является единственным кредитором и поставщиком газа для Беларуси, практически единственным поставщиком нефти.

Еще 2,5 млрд российских рублей — это величина экологического налога, который с января 2020 года введен в Беларуси для предприятий, занимающихся транспортировкой нефти и нефтепродуктов. Но, по мнению «Транснефти», перекладывать налог на нее неправильно. Мол, эти выплаты возникают в связи с изменением внутреннего белорусского законодательства. Причем тут российская компания?

Соглашением по транспортировке нефти предусмотрено изменение тарифа на величину долларовой инфляции плюс фиксированный процент. Повторимся, документ это непубличный. Но вряд ли в нём в каком-то виде могут быть предусмотрены платежи по экологическому налогу, о котором было объявлено только в начале 2020 года, считает эксперт.

Последнее в рубрике