«Ангелы на велосипедах»: как двухколесный транспорт помогает развозить поддержку по Дятловскому району
25.06.2020
Наталья Хамутовская, фото: Наталья Оверчук, Ecoidea.by

«Ангелы на велосипедах»: как двухколесный транспорт помогает развозить поддержку по Дятловскому району

И делает сложную работу социальных работниц чуть легче.

Через центр небольшого города с аутентичной планировкой, мимо старинных ярких домиков едет на стильном велосипеде красивая женщина. Если положить в плетеную корзинку букет цветов, получится кинематографичная сценка из парижской прогулочной жизни. Однако вместо цветов – товары первой необходимости, а местные точно знают, куда на самом деле мчит двухколёсный транспорт с надписью «служебный».

Татьяна Гарус – сотрудница Центра социального обслуживания населения Дятловского района. Вот уже 11 лет она ежедневно спешит к людям, которые нуждаются в помощи. Прямо сейчас ее с нетерпением ждут девятеро, двум из которых более 90 лет. Из-за ситуации с COVID-19 Татьяна стала для них практически единственной связью с миром.

Татьяна живет с семьей в частном доме в Дятлово. Ее день начинается в половине седьмого: готовит завтрак, отправляет детей в школу. И на работу.

– Раньше я везде ходила пешком, и это занимало много времени. Дорога до дома подопечного – это как минимум полчаса, а еще ведь нужно зайти за продуктами на рынок, в магазин, в поликлинику выписать рецепт, в аптеку за лекарством. Сейчас же, если нет очередей, справляюсь за 10 минут благодаря моей верной двухколесной «лошадке», – опирается на велосипед она. – С велосипедом быстро и удобно: передачи помогают быстро ездить, корзинка – увезти все нужное.

1
1
1
1

Татьяна торопится (и мы догоняем ее на велосипедах) к 83-летнему Борису Кузьмичу, дом которого находится на удалении от центра. Забегает в аптеку, магазин, аккуратно складывает купленное в велокорзинку – до самого верха. И снова мчится мимо разноцветных «игрушечных» домиков, старинного костёла, цветущих клумб и памятников – на окраину.

Борис Кузьмич уже поглядывает в окно в ожидании гостьи. Надевает маску и выходит во двор встречать Татьяну. Она приезжает сюда пять дней в неделю уже 10 лет подряд. Жене Бориса Кузьмича исполнилось 80, она перестала вставать с постели еще до появления Татьяны. Ему одному сложно справляться с бытом, а тут и помощь.

1
1

– Дети живут далеко, сейчас они еще и болеют. А Татьяна всегда тут, когда нам надо: и все необходимое привезет, и приготовит, и постирает, и с уборкой поможет, времени не считает, – Борис Кузьмич подбирает слова благодарности, и слезы падают под маску.

В деревне Василевичи встречаем Елену Угрин. У нее пять подопечных, которым она помогает абсолютно во всем. Собеседница шутит: работу не делит на «мужскую и женскую», умеет все. Да и выхода особо нет: мужчины на такой должности долго не задерживаются, «сбегают, потому что тяжело».

1

Перехватываем Елену на одной из социальных остановок – у дома Владимира Андреевича, к которому она приезжает дважды в день даже в выходные и праздники. Надо закапать глаза, измерить давление.

– Я один мучаюсь, жена умерла 18 лет назад. Плохо слышу, почти не вижу. Лена со мной 15 лет работает, и за это время ни разу не слышал от нее грубого слова, всегда ласковое «дедулечка». Это мой ангел! – говорит он.

Социальная помощница Светлана Марчук из деревни Дворец признается: без велосипеда в деревне как без рук. Расстояние до города в 10 километров быстро не пройдешь, а успеть надо многое. Теперь её помощник – ярко-красный велосипед. Ежедневно дважды в день на нём она навещает 90-летнюю Цезарию Григорьевну, которая практически не ходит, и три раза в неделю – семью, в которой все имеют инвалидность первой группы.

1
1

За день успеть надо многое: с утра приготовить и отвезти еду Цезарии Григорьевне, помочь ей помыться, поменять постель, одежду и белье забрать в стирку, заехать в амбулаторию, аптеку, магазин. Вечером снова надо проведать пожилую женщину.

Светлана Марчук, как и все социальные работницы в районе, на связи с подопечными круглые сутки, в выходные тоже. Иногда нужно приехать экстренно, и велосипед тут очень выручает.

– Как-то я была в магазине, вошел наш участковый. Спрашивает: кто приехал на новом велосипеде? – с улыбкой вспоминает она то время, когда у нее только-только появился служебный транспорт. – Я сразу подумала: неужели украли?

А участковый рассмеялся: «Все в порядке, это я сам глаз на него положил».

Директорка Центра социального обслуживания населения Дятловского района Татьяна Никипорчик рассказывает, что подопечным в среднем по 70-90 лет, в основном живут они одни. У некоторых есть дети в городах, других странах, но пандемия внесла в жизнь свои коррективы и ограничения. Они просто не могут доехать до родителей.

1

За долгие годы такого ежедневного «сотрудничества» с пожилыми людьми социальные работницы (в районе эта работа исключительно на женщинах) становятся им практически семьей. Они знают характер, особенности поведения и быта, потребности каждого и каждой, кого опекают. Иногда кажется, что чувствуют их и понимают лучше, чем родные дети.

Поэтому велосипеды в районе, признаются в соццентре, это не просто транспорт. У них есть и «душевная» функция: они позволяют больше времени уделять тем, кто нуждается в помощи и внимании. Практически все просят побыть у них подольше, ведь самое ценное для всех людей на свете – человеческое тепло, понимание и поддержка.

1

В Дятловском районе около 250 населенных пунктов, на попечении Центра социального обслуживания – около 170 деревень, то есть мест, где нужна помощь и поддержка пожилым, людям с инвалидностью. Всего в районе 547 человек находятся на надомном обслуживании.

Так, на одну соцпомощницу приходится от 5 до 10 человек. То, насколько человек может себя самостоятельно обслуживать, определяет количество времени, которое с ним проведут. Если инвалидность тяжелая, есть сильное ограничение мобильности, то к нему или к ней заходят чаще. К кому-то приходят дважды в неделю, к кому-то ежедневно, а к кому-то и дважды в день.

– Сами видите, сколько лекарств и продуктов нужно даже одному человеку. Тяжелые сумки раньше приходилось носить в руках, теперь легче, – говорит руководительница районного социального центра. – В городе легче. Тем, кто помогает деревенским жителям, сложнее: курсировать надо намного больше. Минимальное расстояние от Дятлово до деревни – пять километров, но чаще населённые пункты дальше. Вот и приходится за день десятки километров накручивать, ездить в город за покупками.

Татьяна Никипорчик рассказывает, что ежемесячно в их центре проходит Школа социального работника. На мероприятие приезжают сотрудницы со всего района, делятся опытом, рассказывают о проблемах. Одной из болевых точек как раз долгое время и был логистический вопрос.

– Озвучиваем, обсуждаем и думаем, как решать наши проблемы, – рассказывает о рабочем процессе она. – И вот однажды коллеги услышали, что в рамках международного проекта «Городское велодвижение в Беларуси», который реализовывал Центр экологических решений совместно с Минским велосипедным обществом при финансовой поддержке Европейского союза, принимают идеи по улучшению велоинфраструктуры и велоусловий. Если заявка окажется обоснованной и действительно важной для региона, можно получить поддержку.

Собеседница вспоминает, что прямо в воскресенье всей инициативной группой прибежали в центр, чтобы успеть подать заявку.

– А потом все вместе не могли прийти в себя от радости, когда узнали, что в центре появятся 15 современных велосипедов со всеми комплектующими и велопарковка. 12 нам выделил проект, три центр купил за собственные средства, – рассказывает Татьяна Никипорчик. – Мы сразу признались: в навороченных велосипедах у нас нет необходимости, для центра важнее количество, чтобы облегчить работу нашим сотрудницам, сэкономить их силы. Я очень благодарна организаторам проекта за то, что они учли наши потребности и пожелания. Честно сказать, мы даже не ожидали, что велосипеды будут настолько красивые, мощные, удобные – с подсветкой и корзинкой.

Благодаря европейскому проекту, теперь почти половина сотрудниц обеспечены служебным транспортом: на 70 человек приходится 34 велосипеда.

В целом в Дятловском районе велосипеды популярны, ведь это не только удобный, но и экологичный и здоровый вид транспорта. Ездят на велосипедах семьями. Например, так делает сотрудница социального центра Екатерина Петрикевич, и подтверждение есть: ее семья на республиканском конкурсе «Мама, папа, я – спортивная семья» заняли второе место. На двухколёсный транспорт пересаживаются постепенно и местные руководители, начальники, директора.

Европейцы скупают велосипеды, страны ЕС помогают деньгами

Последнее в рубрике