Диагноз для современной Беларуси

В исследовании «Белорусский ежегодник 2009», подготовленном под эгидой Белорусского института стратегических исследований и сайта экспертного сообщества Беларуси «Наше мнение», с равной объективностью квалифицируются как позитивные, так и пагубные действия властей: лишь в рамках столь взвешенного подхода возможна вменяемая оценка происходящего сегодня в Беларуси.

В первом разделе «Государство», осмысливая текущее положение дел в державных структурах, авторы отмечают: «Законодатели влачат довольно унылое существование. Недавно «депутаты парламента ввели дополнительные ограничения даже против самих себя, приняв 9 декабря во втором чтении поправки к Закону «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», в соответствии с которыми депутатам и сенаторам запрещается принимать подарки, сувениры, участвовать в управлении коммерческими организациями, заниматься предпринимательской деятельностью, а также – в соответствии с ними – предписывается обязательное представление деклараций о доходах и собственности ближайших родственников депутатов».

Замысел этот, безусловно, прогрессивен и не может не вызывать аплодисментов.

Дело здесь не в том, что одна из сфер высшей власти превращена в нечто подобное дому призрения для заслуженных чиновников. Просто белорусское население на референдуме 1997 года вполне убедительно высказалось за введение в стране официально двух (возможно, и более) бюджетов, один из которых может функционировать негласно и бесконтрольно кому-либо, кроме первого лица в государстве. Депутаты – уходя на парламентскую «государеву службу» – обычно рассматривают ее не иначе как заслуженную синекуру, способную, впрочем, принести некую «пользу» Родине: вспомним, к примеру, утопленное в согласованиях и рабочих дискуссиях решение по признанию Абхазии и Южной Осетии.

Нарастание кризиса тоже наглядно видно из материалов сборника: так, «в 2009 г. общий дефицит местных бюджетов составил 1,4 трлн. рублей, в то время как республиканский бюджет исполнен с профицитом в сумме 0,5 трлн. рублей». Добавим, что к середине 2010 г. провальным стал уже и «главный бюджет». Но основная мысль, сформулированная в соответствующем фрагменте текста, делает вполне узнаваемыми ближайшие перспективы: «Возврат к прежним механизмам сотрудничества, действовавшим в рамках Союзного государства на протяжении ряда лет, то есть прямому дотированию белорусской экономики как российского региона посредством «внутренних» цен на энергоносители и предоставлению преференциального режима для сбыта белорусской продукции, не возможен, и попытки осуществления такого возврата – пустая трата сил и ресурсов».

Четко зафиксировано также отсутствие у страны, во многом случайно и как бы нехотя обретшей статус суверенной, собственного идеологического или геополитического облика. Так, «… руководство Беларуси (вопреки собственной риторике) не занималось реализацией какой-либо целостной концепции внешней политики в отношении тех или иных стран (например, охвата стран «третьего мира» или же укрепления связей с политическими оппонентами США). Еще в меньшей степени это касается идеологических рамок. Скорее, можно вести речь об оппортунизме. Нередко Беларусь одновременно поддерживала дружеские отношения со странами, которые враждуют между собой: ранее это были Иран и Ирак, сейчас – Израиль, с одной стороны, Иран и Сирия – с другой».

Всерьез же осмыслить внешнеэкономические приоритеты белорусского государства затруднительно – как представляется авторам сборника – потому, что «статистика внешней торговли по многим странам остается ненадежной и труднодоступной, причем не обязательно ввиду преднамеренного сокрытия, скорее в силу деловой культуры белорусских чиновников».

Справедливости ради добавим, что распад Советского Союза и – особенно – развал его колоссальных Вооруженных Сил создал на этой территории довольно многочисленные военно-промышленные группировки, подвизающиеся на ниве сбыта устарелого оружия, спрос на которое неизменно высок. «Темные места» в межгосударственных торговых балансах обусловлены – как представляется – именно этими причинами. Победа любой новой власти практически в любом государстве СНГ неумолимо окажется связанной с раскрытием соответствующих секретов «тайной дипломатии»: именно поэтому Кремль вряд ли всерьез допустит каких-либо не до конца управляемых переворотов на территориях, относимых им к своей сфере бизнес-влияния.

Иногда, конечно, целевые группы, для которой предназначены изыски сборника, могут принципиально не согласиться с экспертами. Мы читаем: «Задачи, стоящие перед БНБ /Беларускi Незалежнiцкi Блок. – Авт./, достаточно просты. Новое коалиционное образование имеет одно существенное преимущество – такая оппозиция народу понятна. Это оппозиция белорусскоязычная, проевропейская, консервативная, антикоммунистическая».

Народу как таковому подобные характеристики политического движения как раз ничего не поведают. Другое дело, что тем романтикам-спонсорам, которые только и способны сегодня ввязаться в финансирование белорусского «освободительного проекта» («отбить» соответствующие инвестиции можно будет лишь лет через 20), будет четко ясен портрет новых искателей «славы и чинов». Реально же решать вопросы будущего устройства этого (хотя и симпатичного, но эфемерного) образования, именуемого «Республика Беларусь», будут его кредиторы, понемногу начинающие нервничать в стремительно растущей очереди за возвратом средств.

Превратиться в субъект хотя бы на период избирательной кампании сегодня не способен никто из персонифицированных политических игроков: первое лицо опирается исключительно на остатки популизма, ресурсы которого стремительно тают в ситуации кризиса. Диссидентствующим же кандидатам не удастся предложить даже этого: «Существенной особенностью прошлого /2009. – Авт./ года явилось освоение неофициальной культурой роли декоративного маргинала – аутсайдера без надежды на скорые социальные преобразования» (с. 209). Это – приговор: правда, не на очень долго. Тектонические сдвиги в экономике страны неизбежно и болезненно цепляют всех.

Сборник призван стать настольной книгой для всех желающих сегодня выжить, ибо лишь «знание – сила».

Белорусский ежегодник 2009. Сборник обзорных и аналитических материалов по развитию ситуации в Республике Беларусь в 2009 г. – Минск: Белорусский институт стратегических исследований, 2010. – 363 с.

 

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 5