«Беларусь не является страной, критически необходимой для Китая»

Почему Беларусь может не попасть в категорию получателей китайской помощи — об этом экономист Лев Марголин.

Китай в ближайшие три года выделит 60 миллиардов юаней (8,7 миллиардов долларов) в качестве помощи развивающимся странам, участвующим в строительстве Нового Шелкового пути, заявил 14 мая на форуме высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках стратегии «Один пояс и один путь» председатель КНР Си Цзиньпин.

— Может ли Беларусь рассчитывать на получение какой-то части из озвученной китайским лидером суммы, однозначно утверждать сложно, потому что Китай — это такая непознанная страна, и никто не знает, чем они руководствуются, — говорит Лев Марголин. — Но я склонен полагать, что вряд ли.

По словам экономиста, Новый Шелковый путь пройдет по среднеазиатским странам, которые не имеют достаточно средств для финансирования строительства, хотя критически важны для этого проекта, например, Таджикистан, Кыргызстан.

— Беларусь не является страной, критически необходимой для Китая и его проекта, — уверен эксперт.

Лев Марголин

Беларусь, по мнению экономиста, если исходить из величины валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности, относится скорее не к развивающимся, а к среднеразвитым странам.

— Хотя рыночные понятия не полностью применимы к Беларуси, — отмечает экономист. — Во всем мире, если продукция произведена, значит, она кому-то нужна, кто-то ее купит и за нее заплатит. У нас же к ВВП относится продукция, которая, возможно, и отгружена не будет, а если и будет, то не будет оплачена. Но вместе с тем она входит в объемные показатели, учитывается при определении рентабельности производства. И если смотреть, например, на заработную плату, то, наверное, мы относимся к не очень развитым странам.          

В то же время, как ранее отмечали эксперты BISS в одном из выпусков «Евразийского обозрения», Беларусь будет стремиться извлечь для себя не только экономическую, но и имиджевую выгоду от участия в китайском проекте.

Как и страны Центральной Азии, Беларусь в последние годы старается нарастить торгово-инвестиционное сотрудничество с Китаем. Темпы и уровень этого сотрудничества пока остаются невысокими, однако в Беларуси строится китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».

В будущем, по оценке экспертов, этот проект может привлечь в страну больше китайского капитала и нарастить белорусский экспорт. Для бюджета страны и платежного баланса это может стать серьезной поддержкой.

Как отмечают эксперты BISS, наиболее перспективные маршруты Шелкового пути проходят именно через территорию Беларуси. Наивысшая пропускная способность железнодорожных перевозок относится к маршрутам Китай (Шанхай) – Россия – Беларусь и Китай (Урумчи) – Казахстан – Россия – Беларусь. По мнению экспертов, альтернативные маршруты (например, Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Украина) сейчас гораздо менее выгодны. Таким образом, Беларусь получает шанс на строительство на своей территории транспортно-логистического хаба, а также увеличение товарооборота с Китаем (не только импорта, но и экспорта).

Зачем Беларуси Новый Шелковый путь?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 11
  • Балл: 4.6