Хата с краю? Научились ли белорусы решать проблемы сообща

Последние несколько лет социологи и аналитики бились над вопросом, что же такое «активизм» в Беларуси. Первые результаты уже проясняются. Значат ли сегодня что-то для наших граждан понятия «общественная инициатива» и «местное сообщество»? Кого больше всех волнует, что происходит за пределами дверного коврика? И кто те немногие лидеры, которым удается сплотить соседей и земляков для решения локальных проблем?

Месяц назад международная некоммерческая организация Pact начала публиковать результаты большого социологического исследования. Базой для него стали опросы около 2000 белорусов, с половиной из которых провели персональные интервью. Второе исследование - за авторством Офиса европейской экспертизы и коммуникации и Baltic Internet Policy Initiative. В этом случае опрашивали интернет-аудиторию, чтобы узнать их отношение к общественным инициативам и организациям. О главных выводах аналитиков – по порядку.

Не знают ни лидеров, ни организаций

Подавляющая часть наших сограждан так толком и не определилась, что такое «местное сообщество». А четверть из тех, кто смог описать это явление, никак не связывают его с «возможностью решать общие проблемы». Подтолкнуть к самоорганизации могла бы какая-то общественная структура, однако

больше половины опрошенных не знают о существовании таких организаций в своем регионе, а из тех, кто знает – лишь десятая часть принимает в них активное участие.

- 95% не смогли назвать имя местного лидера – ни активиста, ни чиновника, ни бизнесмена. Такой «авторитет» на памяти лишь у 3%. Возможно, это связано наличием жесткой системы вертикали власти, из-за которой людям свойственно думать, что все решается «наверху».  - предполагают аналитики из Pact.

При такой ситуации люди организуются вокруг «простых смертных» соседей, которые взяли наведение порядка в свои руки. Один из примеров – Жительница столичной многоэтажки Татьяна Сипачева, которая на чистом энтузиазме организовала свой подъезд на поддержание порядка и регулярные собрания по насущным вопросам, буквально открыв этим глаза соседей на друг друга:

- Когда я только переехала, подъезд выглядел страшно - было ощущение, что здесь живут одни алкоголики и наркоманы. Но как только попробовала провести собрание, увидела: какие, оказывается замечательные у меня соседи! Оказалось, многие узнавали на собраниях о проблемах впервые, и сразу же вызывались помогать в их решении. А из 108 квартир оказались только 2 проблемных. Общими усилиями хозяйку одной из них удалось успокоить с помощью милиции и суда, который вынес предупреждение о выселении. И до сих пор шума от нее не слышно. Вместе решили вопрос с ремонтом и автохламом на улице и другие бытовые вопросы. Людям очень понравился «коллективный» подход, как оказалось, вся проблема была в том, что раньше их просто никто не пробовал «объединить».

После того, как Татьяна взялась за дело, жильцы слаженно решают волнующие их проблемы вместо тех, которые навязывает ЖЭС. Соседи на постоянной связи через интернет. Также Сипачева поставила на поток обращения в сервис 115.бел, который устраняет коммунальные проблемы, куда жильцы направили уже более 80 «недочетов».

Село активнее горожан

К сожалению, в столице «совместная активность» редко выходит за пределы подъезда. По результатам опросов, участие в делах местного сообщества имеет значение только для 8% минчан, а две трети жителей мегаполиса по прежнему не имеют опыта совместного с соседями решения проблем. Похожая ситуация наблюдается и в других крупных городах. Здесь большие населенные пункты серьезно уступают регионам и сельской местности. Однако

глубинка активизируются в основном, когда проблема касается большинства жителей.

- Нам кажется, что на селе люди исторически, традиционно имеют более прочные связи. В городе они не так сильны, поэтому в деревне люди склонны чаще оценивать себя, как активных участников решения локальных проблем, - поясняет аналитик Дарья Масланова

«Передовиком» по местным проектам можно назвать Чаусский район Могилевской области. Руку к этому приложил молодой директор школы, член Координационного общественного совета по устойчивому развитию Денис Никифоров. Благодаря ему, в агрогородке Осиновка появился «Центр сельского развития».

- Все началось, когда в 2015 году администрация района предложила поучаствовать в первом для нашей страны конкурсе местных инициатив, которые спонсировал Европейский союз. Мы согласились, и отобрали лучшие идеи. Одним из главных предложений в нашей заявке было развитие национальной кухни с осиновским колоритом. За этим, кстати, стояла большая научно-исследовательская работа. Проект «прошел».

Другим успешным начинанием, который ЕС также поддержал грантом, стал учебно-педагогический комплекс для детей. После этого были реализованы проекты по сбережению воды и электричества. Денис Никифоров не собирается останавливаться, и вместе с группой единомышленников и руководством района работает над свежими идеями, в том числе и для других поселков региона.

Образцовые чиновники

Функцию решения локальных вопросов большинство людей по традиции отводит местным администрациям: 53% надеются исключительно на представителей местной власти. А 80% считают, что это их прямая обязанность.

Однако, будет ли чиновник сам проявлять инициативу, отрывая пятую точку от кабинетного кресла, решать только ему самому. Плохие примеры оставим для криминальных сводок, и приведем хороший.

Глава Бытенскосго сельсовета Брестской области Елена Гринчик на этой должности почти десяток лет. За долгие годы на этом посту она сумела построить диалог с жителями «подконтрольной» территории и добилась уважения большинства сельчан. Секрет поддержки по ее словам, в том, что «свой инстинкт власти она направляет на служение делу».

Одно из ноу-хау Гринчик – возрождение системы старост. Она даже добилась официального закрепления такой «должности»:

- Старосты выбираются жителями вверенной им территории, из числа тех, кто пользуется у сельчан авторитетом. Они помогают руководству региона контактировать с жителями, оперативно докладывают о проблемах и предложениях. Система прижилась настолько, что этих «начальников» слушают больше, чем любого представителя исполкома и сельсовета.

Благодаря Елене Гринчик в прошлом году состоялась неслыханная по местным меркам ярмарка сельхозпродажи, которую активно поддержали сельчане.

Когда бюджета не хватает на решение местных проблем, глава сельсовета вместе с жителями решает вопрос своими силами.

- Жители одного из поселков задумали переоборудовать деревянный мост, который постоянно гнил. Один находчивый сельчанин предложил бюджетное решение проблемы с помощью списанных металлических труб. Мы официально за небольшую сумму их выкупили, кто-то помог с цементом и рабочей силой. В итоге многолетняя проблема решена практически навечно – общими силами и почти бесплатно.

Активистам от экспертов

Представителям общественных инициатив аналитики советуют обратить внимание на то, что для граждан куда важнее наличие у лидера официального места работы, примеров реальных «заслуг», личное знакомство с людьми и контакты с властями. А только потом уже контактов с заграничными донорами.

В программах по развитию местных сообществ нужно уделять больше внимания коммуникации и образовательной работе с населением. Чем больше у человека ощущения единства с его «соседями», тем выше будет его мотивация решать проблемы не только личные, а еще и коллективные.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 5