Нужны ли неформальному образованию контролеры?

Как поставщики образования для взрослых ищут общий язык и «точки роста».

Неформальное и дополнительное образование взрослых в Беларуси перестает быть диковинкой. Активные граждане с радостью откликаются на возможности научиться чему-то новому, повысить свою профессиональную квалификацию на курсах либо овладеть полезными навыками и компетенциями в рамках различных тренингов и семинаров.

Между тем, провайдеры (непосредственные поставщики) неформальных образовательных услуг говорят, что для развития сферы обучения взрослых необходимы более мягкие рамочные условия деятельности, конструктивное взаимодействие с властями и внутренний контроль за качеством предоставляемых услуг и, конечно же, согласие внутри сферы.

Что такое неформальное образование?

В белорусских нормативных актах нет четко сформулированного понятия «неформального образования». Однако еще в 2011 году в Кодексе об образовании появился раздел, в котором говорится о дополнительном образовании взрослых, под которым, чаще всего, и понимается неформальное образование. 

Фактически сегодня это не только система повышения квалификации, но и любое организованное обучение взрослых.

Основная идея неформального образования состоит в том, что человек может и даже должен учиться на протяжении всей жизни. Для этого не обязательно сидеть за партой и получать один диплом за другим, но стоит позаботиться о повышении своих компетенций в разных сферах жизнедеятельности.

Курсы кройки и шитья, менеджмента или иностранных языков, семинары по искусству или здоровому питанию – все это подпадает под понятие неформального образования. И все может, как повысить конкурентоспособность работника на рынке труда, так и просто способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

В последнее время популярность подобного рода образования в Беларуси растет. Но одного запроса на неформальное образования взрослых не достаточно для того, чтобы эта сфера качественно развивалась.

Работающие на рынке провайдеры сходятся в том, что в стране необходимо не просто создать соответствующую инфраструктуру, но и позаботиться о ее работоспособности и постоянном развитии. А это напрямую зависит от изменений в законах и выработки общих рамочных условий деятельности субъектов, оказывающих услуги в сфере дополнительного образования. Впрочем, для этого провайдерам стоит договориться между собой, что получается не всегда.

Почему провайдерам важно договориться?

— Сфера дополнительного и неформального образования в Беларуси очень широка. На рынке представлены разные субъекты-провайдеры с разной формы собственности и разными интересами. Часто им довольно сложно найти общие точки соприкосновения, - говорит председатель Ассоциации дополнительного образования и просвещения Дмитрий Карпиевич.

Нередко, предложения, которые исходят из одного из сегментов сектора просто не находят должного отклика в другом сегменте, подчеркивает эксперт.

— Например, для общественных организаций очень важно упрощение процедуры регистрации средств, разрешение напрямую заниматься общественной деятельностью, но такие интересы не находят отклика в коммерческом секторе. У коммерческого сектора есть интерес к изменению нормативных норм, касающихся обучающих курсов, но общественным организациям это не очень интересно, — отмечает Дмитрий Карпиевич, подчеркивая, что Ассоциация готова продвигать общую согласованную повестку.

По его мнению, рамочные условия, в которых сегодня находятся провайдеры неформального и дополнительного образования, «жестковаты», а в Кодексе об образовании и других нормативных актах «есть, что улучшать и есть, что совершенствовать».

А ведь в конечном итоге именно условия влияют на качество услуг и на то, как неформальное образование взрослых становится или не становится фактором решения реальных проблем.

—Изменение рамочных условий – процесс долгий и не простой, потому как речь идет об изменениях на уровне законодательства и других нормативных актов, — отмечает Дмитрий Карпиевич.

Каких перемен хотят провайдеры неформального образования?

Юрист Ассоциации дополнительного образования и просвещения  по образовательному праву Александр Жук считает, изменения в Кодексе об образовании обязательными, но только при условии согласования подобных изменений с провайдерами дополнительных образовательных услуг, поскольку сейчас некоторые положения Кодекса выглядят противоречивыми и не всегда корректными.

— В  Кодексе есть ряд противоречий, которые касаются, например, необходимости лицензирования деятельности провайдеров образовательных услуг. С одной стороны, если провайдеры не выдают дипломы государственного образца, то такое лицензирование им вроде бы и не нужно, с другой —некоторые положения  Кодекса заставляют в этом сомневаться, — говорит Александр Жук.

Есть проблема в Кодексе с рядом положений, касающихся закрытого перечня видов учреждений дополнительного образования взрослых. Этот перечень по своей сути противоречит общему разделу Кодекса, в котором речь идет о том, что учреждение образования может создать любой учредитель, как физическое, так и юридическое лицо.

—Выходит, что учебный центр «Рамонак» как учреждение образования, я создать могу, а учебный центр «Рамонак» как учреждение дополнительного образования – нет. И это нонсенс, — говорит Дмитрий Карпиевич.

Нужно работать провайдерам и с законодательством, которое защищает права потребителей.

—Закон о защите прав потребителей применяет к сфере дополнительного образования взрослых те же нормы, что и, скажем, к ремонту обуви. Понятно, что они просто не подходят друг к другу. Как, к примеру, в образовании можно высчитать фактически понесенные расходы провайдером, если для того, чтобы продать услугу, нужно и  подготовить специалиста, и сделать рекламу курсов. Как в этом случае высчитать понесенные расходы? — отмечает директор образовательного центра «Новое завтра» Ольга Рудь.

В то же время, по словам юриста Александра Жука, существует риск детальной «зарегулированности» прав потребителей образовательных услуг.

— Мы рискуем столкнуться с потребительским терроризмом,  люди начнут активно использовать все эти прописанные нормы против провайдеров, — предупреждает юрист.

Волнует провайдеров и вопрос качества предоставляемых ими услуг.

—У нас, с одной стороны, существует отказ от лицензирования большинства дополнительных образовательных услуг, а с другой, на мой взгляд, стоит вопрос контроля качества этих самых услуг. Нужны механизмы контроля качества образовательных услуг. Причем как со стороны государства, так и со стороны провайдеров, — отмечает проректор по учебной работе Республиканского института профессионального образования Елена Касьяник.

— Мне кажется, качество определяет только клиент. Он голосует рублем и ногами. Если один раз он заключил договор и получил некачественную услугу, он больше туда не вернется. И пусть государство на этот счет будет спокойно, — парирует директор ЧУ «Центр дополнительного образования взрослых «Студия полезных компетенций» Лана Рудник.

Представители сферы неформального образования считают правильным создать равные условия для всех провайдеров вне зависимости от формы собственности. Под равными условиями они, прежде всего, имеют в виду льготы в налогообложении, равные возможности выхода на рынок, доступ к бюджетным средствам.

Текст подготовлен по материалам круглого стола «Рамочные условия деятельности провайдеров неформального и дополнительного образования: актуальная ситуация и «точки роста», который прошел в Минском международном образовательном центре им. Й. Рау в рамках проекта «Неформальное образование для общественной пользы», который реализуется при поддержке Фонда «Евразия» за счет средств Агентства США по международному развитию (USAID).

Как госпредприятиям избавиться от лишних работников, не выбрасывая их на улицу Куда пойти учиться обладателям университетских дипломов?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 5
  • Балл: 4