11 проблем белорусского банковского сектора

Экспресс-диагноз состояния монетарной среды Беларуси от экономиста Дмитрия Крука.

Проблема «плохих» долгов является серьезной системной угрозой для всей национальной экономики Беларуси.

Решение этой проблемы должно включать в себя два компонента:  во-первых, «расчистка» балансов банков от уже накопленных «плохих» долгов и, во-вторых, ликвидация причин формирования убытков и подобных долговых обязательств.

Об этом говорится  в аналитической работе «Монетарная политика и финансовая стабильность в Беларуси: состояния, вызовы, перспективы». Как отмечает ее автор – научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Дмитрий Крук.

Значительное внимание в работе автор уделяет проблемам банковского сектора и выделяет основные из них:

1. Объем накопленного уровня проблемных активов уже является серьезной угрозой для банковской системы страны. Он обусловливает ухудшение финансового состояния самих банков (например, уровень рентабельности нормативного капитала в целом по системе снизился с традиционных 14-15% до 7-9% в 2016 г.), ограничивает их возможности в кредитовании нефинансовых фирм, а также задает тренд на ужесточение кредитных условий.

2. Публикуемый в статической отчетности уровень проблемных активов (на 01.03.2017 BYN 5.1 млрд что соответствует 13.3% от всех активов, подверженных кредитному риску) не в полной мере отражает масштаб проблемы «плохих» долгов. Во-первых, около BYN 600 млн. было передано на баланс Агентства по управлению активами. Во-вторых, ощутимая часть проблемной задолженности уже перенесена на внебалансовые счета коммерческих банков, а потому не отражается в текущей статистике по проблемным активам. В-третьих, ряд особенностей классификации активов могут приводить к тому, что задолженность неплатежеспособных фирм может не отражаться как проблемная (например, при наличии госгарантий, или при учете залога по стоимости существенно превышающей его справедливую рыночную стоимость).

3. Уже накопленный уровень проблемных активов еще не в полной мере «амортизирован» «встроенными» механизмами банковского риск-менеджмента, особенно в государственных банках. Например, по состоянию на начало 2017 г. полнота формирования специальных резервов на покрытие возможных убытков в госбанках составляла лишь 70% от норматива. Но большим вызовом может стать необходимость увеличения резервов по активам, которые пока не классифицируются как проблемные. Необходимость дополнительного резервирования средств на уже имеющийся объем активов предполагает ограничение возможностей проводить активные операции, а также сохранение негативного воздействие на показатели рентабельности.

4. Поддержание высокого уровня проблемных активов в банковском секторе страны может порождать негативные внешние эффекты. Например, на рынке уже имеется много признаков снижения финансового доверия. Концентрирование «очагов» проблемной задолженности в государственных банках наряду с чрезвычайно высокой ролью госбанков в банковской системе страны может стать катализатором для распространения подобных внешних эффектов. Особенно опасной представляется угроза снижения финансового доверия вкладчиков к банкам, что может стать дополнительным фактором (к уже имеющей место тенденции) снижения нормы сбережения в национальной экономике.

5. Затягивание и промедление с разрешением проблемы уже накопленного уровня «плохих» долгов может привести к системному сбою в функционировании банковского сектора страны.

Продолжение читайте здесь

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 5