Как выглядит идеальная школа

Эксперты Школы дизайна НИУ ВШЭ выяснили, чего не хватает «общеобразовательному» интерьеру и каким его хотят видеть дети, родители и учителя.

Пространство учебных заведений — от цвета стен до мебели — влияет на работоспособность и успехи детей. Изменить его полностью в типовых зданиях нельзя, но улучшить силами дизайнеров — вполне, считают эксперты.

Ученикам не хватает:

— зон отдыха с игровыми площадками и специальной мебелью (диваны, пуфы, столы, полки). В итоге перемены проводятся в коридорах, которым, по мнению учеников, «не хватает диванчиков», тепла и правильного освещения («окна пропускают холод с улицы», «в коридоре темно»);

— мест для хранения личных вещей. Большинство школ не оборудовано системами хранения;

обустроенной пришкольной территории с беседками, садиками, местами для игр, стоянками для велосипедов и самокатов;

— общей привлекательности пространства (чтобы красиво, современно и в единой стилистике).

Также школьники мечтают заниматься в просторных помещениях с неформальной обстановкой, где стены и мебель — яркие (белых, серых, зеленых, оранжевых цветов, например). В интерьер учебного заведения можно было бы добавить естественных материалов (дерево, плитка, металл). Мебель должна быть интерактивной, модульной, а освещение — естественным (застекленная крыша или панорамные окна), выяснили исследователи в ходе опроса.

Комфортные помещения с точки зрения школьников

Классный кабинет. Индивидуально. Функционально. Мобильно

Столовая. Разделение на обеденную зону и буфет. Столы для нескольких человек. Качественная вентиляция

Библиотека. Зоны для работы и отдыха. Интерактивность. Читальный зал

Много пространства. Минимализм

Места для хранения личных вещей. Индивидуальные шкафчики. Минимум дополнительной мебели

Родители — за уют и парковки         

Школа должна давать ребенку знания, возможность общаться, отдыхать и играть на свежем воздухе, уверены родители. В вопросе, что этому мешает, их мнение в основном совпадает с мнением детей. Для родительского удобства не хватает автомобильной парковки около школы и навигации внутри помещений (некоторые мамы и папы отметили трудности при поиске кабинета директора).

Что отсутствует в школах, где учится их ребенок, % опрошенных родителей

 

Кроме того, родители считают, что в школе необходимы:

—несколько зон для отдыха и игр (чтобы ребенок мог как общаться в группе, так и уединяться в «тихих местах»);

—многофункциональное пространство в зонах рекреации («мягкие зоны» с подвесными креслами и креслами-мешками, мини-библиотеки, тренажерные площадки);

— системы вентиляции в классах и в коридорах;

— больше мягкой мебели и столов в коридорах;

— телевизоры с трансляцией познавательных сюжетов;

— многоуровневое освещение;

—изменение общего дизайна школы (красивые цвета стен, более дружелюбное пространство, уют, стиль, креатив).

Педагоги — за совмещение приятного с полезным

Отдыхать и трудиться со всеми удобствами хотят не только ученики, но и педагоги. Получается это только у половины учителей (56%).

Педагогам не  хватает:

— специально оборудованных мест для проектной работы («сделать лаборатории, потому что их нет, это просто кабинеты»);

— мест для хранения личных вещей;

— современного и удобного дизайна школьного пространства — с яркими красками, зонированием, местами для творчества («добавить цвета», «стены, на которых можно писать маркером или мелом»);

— отдельного пространства для приема пищи в столовых;

— отдельной комнаты для отдыха;

— разделения санузлов на ученические и учительские;

— защищенных (огороженных) пришкольных территорий, приспособленных «для времяпрепровождения учеников и персонала».

Наибольшее количество времени учителя проводят в классном кабинете и учительской. В первом им нужны мобильная мебель, интерактивные доски и интернет. Во второй — разделение на рабочую и рекреационную зону, «наличие шкафов, достаточного места для работы, отдыха, перекуса».

От «завода» к «конструктору»

Влияние факторов пространства на успеваемость доказано исследованиями. Она зависит от высоты потолков (в средней школе — чем выше, тем лучше, в младшей — наоборот), качества воздуха, мебели, уровня шума. Поэтому считать дизайн школьных помещений лишней тратой денег и ресурсов неблагоразумно, отмечают эксперты.

По их мнению, сегодня в приоритете не старые «школы-заводы» одинакового промышленного вида, а проекты по возведению школ-конструкторов — высокотехнологичных просторных зданий с несколькими группами модулей:

— учебных (от дошкольников до старших классов);

— общешкольных: атриум (холл), столовая, бассейн, спортивный блок, блок дополнительного образования с помещениями для внеурочной работы и занятий по интересам, блок для досуга и отдыха, в виде, например, интернет-кафе.

Пока такие «модульные» решения в дефиците. Но школьные пространства должны и могут быть интересными. Это вызов тем дизайнерам, которые будут ими заниматься.

Исследование проводилось в Москве.  Запросы различных категорий выявлялись с использованием брифинга и анкетирования целевых аудиторий, а также интервьюирования экспертов в области образования. Участники исследования: ученики, родители, педагогический и административный персонал школ (212 человек).

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 7
  • Балл: 5