Как окунуть университеты в реалии рынка труда

Почему высшее образование отстает от запросов нанимателей и что мешает академическому сообществу наладить диалог с бизнесом — об этом эксперт в сфере европейского высшего образования, приглашенный профессор Лондонского университета и профессор Политехнического университета Валенсии Хосе-Гинес Мора.

Хосе-Гинес Мора

Уже пятнадцать лет эксперт активно вовлечен в разработку политики в сфере высшего образования в Европе, в том числе в рамках Болонского процесса. И сейчас принимает участие в проекте «Стимулирование развития компетенций в белорусском высшем образовании», который реализуется в рамках программы Erasmus+ «Создание потенциала высшего образования».

− Беларуси предстоит реформировать систему высшего образования согласно дорожной карте Болонского процесса. Одна из задач — внедрение национальной рамки квалификаций, которая приблизила бы качество высшего образования к требованиям рынка труда. Почему это так важно?

− Основная задача системы образования заключается в том, чтобы все игроки рынка образования поняли необходимость рамок квалификаций как способа сближения рынков труда и высшего образования. А затем им следовали.

В европейских странах уже действуют национальные рамки квалификаций. Я возглавлял комитет по формированию и определению профессиональных рамок и компетенций в Испании. И их разработали на очень достойном уровне. Но применяли на практике не лучшим образом и университеты, и наниматели.

Не исключено, что в Беларуси возникнуть такая же проблема: может назреть необходимость изменения рамок, потому что первая редакция может быть неидеальной или со временем потребуется адаптация к изменяющимся потребностям.

В первой части проекта «Содействие развитию компетенций в белорусском высшем образовании» его участники планируют проанализировать те компетенции, которые требуются на рынке труда, и те, которые предлагают белорусские университеты. На втором этапе — на основании анализа мы сможем предложить рекомендации по четкому определению результатов обучения, стандартов и целей университетских учебных программ в Беларуси.

Лет через десять, возможно, снова потребуется пересмотреть соответствие образовательных программ, чтобы улучшить результаты.

Успехи изменений будут заметны в долгосрочной перспективе. В краткосрочной — часто совершается много ошибок.

Когда вузы перестанут выпускать недоучек?

− Как вопросы сближения университетского образования и запросов нанимателей решаются в странах Европейского пространства  высшего образования?

— Проблемы качества учебного процесса и его соответствия запросам общества не уникальны для Беларуси. Нестыковки между рынкам труда и системой высшего образования наблюдаются во многих странах. В основном это случается потому, что рынок труда меняется очень быстро.

Университеты же имеют тенденцию меняться и развиваться очень медленно из-за консервативности академического сообщества. Они не успевают быстро реагировать на изменения рынка труда. 

В прошлом году со мной произошел анекдотичный случай на семинаре в Вашингтоне. Президент американских университетов возмутился, когда я открыто заявил, что университеты должны спрашивать мнение работодателей и бизнеса. Это подтверждает проблему нежелания академического сообщества быть вовлеченными в диалог с бизнесом.

Говоря о бизнесе, я имею в виду всех нанимателей, большая часть которых – это государственные учреждения, больницы, школы и другие организации. По сути университеты призваны служить обществу в целом. Как это было на протяжении длительного времени. Но за последний век у университетов сложилось впечатление, что они являются специализированными учреждениями с задачей, отличной от служения обществу. И эта общераспространенная ошибка поддерживалась почти сто лет.

И только в последние годы университеты осознали свою ошибку, оторванность от реалий, и увидели необходимость меняться.

− Какие вызовы в связи с таким пониманием встали перед высшим образованием в рамках европейского пространства?

− В Европе люди начали думать о том, что высшему образованию пора меняться и есть успех Болонского процесса. По сути в европейских странам поменялся менталитет. Остается открытым вопрос, поменялись ли уже подходы европейских университетов или находятся в процессе, произошли ли изменения в той степени, в которой мы хотели, какие есть различия между странами. Но само осознание назревших изменений в сторону спроса и потребностей общества помогает преодолевать препятствия.

Лет пятнадцать-двадцать лет назад, когда я рассказывал ректорам университетов о системе обеспечения контроля качества высшего образования, они не понимали, о чем идет речь и зачем им это надо. Сейчас независимый контроль качества стал одним из основных компонентов высшего образования.

− Как вы оцениваете следование дорожной карте Болонского процесса, разработанной для Беларуси? Какие наиболее важные шаги предстоит сделать стране, чтобы успешно приблизиться к общеевропейским принципам высшей школы?

− Белорусская система высшего образования, как мне представляется, не идеальная, но она нормальная в части процесса изменений. Мы видим, что изменения происходят. Единственное, что можно порекомендовать, это следовать за общеевропейскими процессами и убеждать людей в их необходимости. Ведь если среди более мотивированных представителей академического сообщества этот процесс кажется очевидным, то не исключено, что в региональных университетах могут быть настроены не так оптимистично.

Хотя особой проблемной зоны в высшем образовании Беларуси я выделить не могу. Все же думаю, что если представители университетов будут принимать участие в международных проектах, их менталитет будет меняться. И они будут понимать, что изменения высшей школы – это глобальная тенденция.

Должны меняться взгляды и работодателей. Возможно, сейчас они считают, что университеты остались замшелыми организациями и не хотят иметь с ними ничего общего. Но чтобы изменить ситуацию, им следует открыться и как можно больше сотрудничать с университетами.

Я вижу, что такой процесс происходит во многих странах. Например, в Испании между работодателями и университетами наблюдается налаживание партнерских взаимоотношений. Думаю, что этот процесс идет и в Беларуси, быть может, пока еще  медленными темпами.

Справка «Завтра твоей страны»:

Проект «Содействие развитию компетенций в белорусском высшем образовании» (Fostering Competencies Development in Belarusian Higher Education/FOSTERC) продлится до октября 2019 года. Его цель − усиление использования инновационных принципов и подходов к преподаванию и обучению в белорусских высших учебных заведениях для улучшения результатов обучения выпускников на основе компетенций. Партнерами выступают восемь белорусских университетов.

Мы отстали от европейского тренда образования на несколько десятилетий

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 12
  • Балл: 4.3