Страховка от безработицы не спасет, решить проблемы теряющих работу можно эффективнее

Сейчас в стране работает миссия МВФ – вероятно, обсуждается дизайн новой программы финансирования. Поскольку такой важный для страны документ не выносился на предварительное общественное обсуждение, его итоговый дизайн может оказаться в некотором роде сюрпризом.

Я убежден в профессионализме обеих сторон, который, однако, не «страхует» от возможных профанаций (как это было с директивным кредитованием и приватизацией в прошлой программе стэнд-бай). Одной из таких профанаций хотелось бы избежать – речь идет о введении страхования по безработице.

Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Всемирный банк некоторое время назад подготовил для белорусского правительства конкретные предложения по изменению системы социальной помощи безработным. Если кратко, то речь идет о комплексе мер, одни из которых эффективны в краткосрочном периоде (повышение пособия по безработице, выплачиваемого из бюджета), другие – направлены на сглаживание потребления в случае потери работы и рассчитаны на более долгосрочную перспективу (страхование по безработице, где пособие выплачивается из средств, накопленных за счет дополнительных взносов нанимателя и/или работника). Но белорусские власти говорят только о введении страхования по безработице. На мой взгляд, эта система буквально соткана из проблем и ее введение в Беларуси нецелесообразно. Аргументы примерно такие.

1. Проблема безработицы обострилась сейчас и продолжит обостряться в ближайшее время. Безработица – одна из основных причин бедности. Однако система страхования по безработице начинает работать спустя некоторое время, поскольку требует накопления взносов. Следовательно, в краткосрочном периоде (речь идет о нескольких годах) она не поможет защитить безработных, и Беларусь столкнется с ростом бедности.

2. Система страхования по безработице предполагает накопление взносов, что в условиях рисков макроэкономической нестабильности может быть чревато обесценением собранных средств.

3. Накопления формируются из дополнительных взносов (аналогично взносу в ФСЗН), что в условиях и без того высокой нагрузки на фонд заработной платы еще более снижает стимулы к формальной занятости.

4. Целью страхования по безработице является сглаживание потребления. Для эффективного сглаживания потребления необходимо установить высокую «норму замещения» (размер пособия по отношению к прошлой зарплате), а это существенно снижает стимулы искать работу. Как показывает опыт стран, в которых внедрена система страхования по безработице, по-настоящему эффективных способов противостоять этому не существует.

5. При искаженных стимулах (а также при наличии структурной безработицы) продолжительность получения пособия вырастает, что увеличивает нагрузку на систему и делает ее неустойчивой. То есть она может столкнуться с той же проблемой, с которой уже столкнулся ФСЗН: дефицит, требующий постоянного финансирования из бюджета.

6. Система страхования по безработице предполагает перераспределение средств от более мобильных и квалифицированных специалистов (имеющих минимальный риск потери работы) к менее мобильным и квалифицированным. Это тоже искажает стимулы работников: первые будут стремиться уклоняться от уплаты налогов, вторые – от предложений низкооплачиваемой работы.

Возможные решения:

1. Бедность среди безработных можно снизить гораздо меньшими средствами, просто повысив пособие по безработице до уровня прожиточного минимума, а также предусмотрев возможность более длительной поддержки в случае структурной безработицы.

2. Если отменить институт срочных трудовых договоров, то в рамках бессрочных контрактов увольнение по инициативе нанимателя потребует обязательной выплаты выходного пособия. Такое пособие (скажем, в размере трехмесячного оклада) может зачисляться на индивидуальные счета уволенных работников и использоваться для выплаты дополнительного пособия по безработице (скажем, в течение шести месяцев в размере половины оклада). Это обеспечит сглаживание потребления без искажения стимулов к поиску работы.

Поскольку при написании этой статьи я не мог использовать какие бы то ни было официальные документы, которые очерчивают дизайн будущей системы социальной защиты безработных, может оказаться, что я зря пишу об этом и все негативные моменты учтены и изменения будут по-настоящему комплексными. Но об этом можно было бы узнать только из официального комментария Министерства труда и социальной защиты. Без таких комментариев «мир министерств» и «мир населения» так и останутся параллельными мирами, а фраза «социальной защиты» в названии министерства будет восприниматься как черный юмор.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 8
  • Балл: 5