Жбанков:  Это голосование против шлака, который озвучивается официальной эстрадой

Что означают для белорусской культуры «супольные» проекты и нужно ли второй раз вступать в ту же реку — культуролог Максим Жбанков о «ветеранских посиделках».

7 января в Минске впервые за 17 лет прошел концерт «Святы вечар-2000» с участием Лявона Вольского, Вероники Кругловой, Александра Помидорова, Дмитрия Войтюшкевича.

Фото: Новы час

24 февраля в столице пройдет первый за много лет концерт легендарного «Народнага альбома», который создавался музыкантами в 1996-1997 годах.

— В то время, когда эти проекты возникали, — конец  90-х-начало 2000-х, это было крайне важно. Безусловно, это были вещи этапные. «Супольные» проекты сделали для формирования самосознания белорусской нации и осознания национальной идентичности раз в десять больше, чем все политики и политические движения вместе взятые, — говорит культуролог Максим Жбанков. — Это был отличный пример очень мощной и яркой культурной инициативы, которая смогла, пусть и на короткое время, так сплотить альтернативную арт-среду, так объединить этих ярких персонажей общими сюжетами, общей историей, как не смогла объединить политиков ни одна политическая идеология.

Максим Жбанков. Фото: Еврорадио

«Супольные» проекты, не просто обозначали новые метки национального самопонимания — это еще была и замечательная стилистическая палитра, отсутствие шаблонов и стереотипов. Музыкальная и политическая свобода, с которой делались эти проекты, фактически воплощала тот не реализованный проект свободной национальной культуры, который в то время казался возможным.

Конечно же, это романтические проекты, они сейчас, может быть, выглядят в чем-то наивными, но та энергетика, которой они насыщены, то реальное богатство возможностей, которое они до сих пор обозначают, остается явлением этапным в белорусской культуре. К сожалению, дальше все пошло в несколько ином направлении.

— Насколько сегодня имеет смысл к этому возвращаться?       

— Вопрос сложный. На самом деле Пол Маккартни уже сколько лет ездит по всему миру, исполняя старые битловские  песни, свои и Джона Леннона, и ни у кого не возникает вопроса, зачем это нужно. Это отличная музыка, ностальгия, способ мощного коллективного переживания. Если выбирать между футбольным матчем, вышиваночным маршем БРСМ и «Народным альбомам», ясное дело, я выберу «Народны альбом». И не только я.

С одной стороны, это музыкальный архив, с другой —музыкальная история и музыкальная традиция. После «Народнага альбома» все его участники невероятно развернулись каждый в своем формате. То обозначение горизонтов, к которым может двигаться национальная культура, — эта задача не была решена тогда. И сегодня она не решена. С этой точки зрения то, что делается в рамках этих проектов, — повторный вызов всем тем, кто сегодня делает культуру. Это те вопросы и перспективы, которым, может быть, на этот раз нам получится соответствовать.

— На концерт «Святы вечар» приехало много молодых людей даже с маленькими детьми, несмотря на сильный мороз…

— Совершенно беспроигрышный вариант – Коляды. Универсальный, самый добрый, самый яркий, а у нас это еще и один из самых национальных праздников. Хочешь, чтобы тебя любили, — пой колядки. С другой стороны, все эти проекты обозначили те зоны возможной народной любви и востребованности, которые сейчас так и остались незаполненными. То, что народ голосует за «Святы вечар», это своеобразное голосование против всего того шлака, который озвучивается официальной эстрадой.

Именно рождественские песнопения – та лакмусовая бумажка, на которой артист проверяется на искренность, на честность. Фейк тут особенно виден и ощутим. При всех вопросах, которые могут появиться к участникам «Святога вечара», с учетом их очень непростой творческой эволюции, в любом случае, в чем их однозначно нельзя заподозрить, так это в конъюнктуре, в лавировании, в нечестности. В этом проекте они абсолютно честны, открыты и искренни.

Проблема в том, что у нас на всю страну – один «Святы вечар». Один, начиная с нулевых, единственный проект. Это голод, это нехватка тепла, любви, которую официальная эстрада дать не способна по определению.

— Инициатор последних двух совместных программ Алесь Суша высказал надежду, что и проект «Я нарадзіўся тут», в котором принимали участие большинство из этих музыкантов,  может возродиться. Имеет ли смысл?

— Возрождать ничего не нужно. Например, я не верю, что белостокский «Народны альбом» лучше оригинала. Я не считаю, что нужно реанимировать, украшать, раскрашивать, исправлять те события, которые уже произошли. С этой точки зрения я считаю, что ничего воскрешать не надо. Но! Тиражи тех альбомов уже разошлись, их нельзя купить в магазинах. Они есть в сети, но это совсем другое, потому что тот же альбом «Янарадзіўся тут» – это уже было само по себе событие, артефакт.

Я думаю, что этот культурный ресурс должен быть в открытом доступе, более того, его нужно повсеместно распространять и пропагандировать. Но не исправлять, не украшать. Пусть будет трибьют.

Я бы вместо белостокского концерта собрал 12-14-летних музыкантов, гитарных, виолончельных артистов, кого угодно, пускай бы они сделали свой «Народны альбом». С тем же материалом, но по-своему.

Бесконечные выступления ветеранов производят странное впечатление. Все наши любимые артисты сделали уже столько, что у них нет необходимости повторять и подтверждать свой класс и свое значение. Эти ветеранские посиделки не всегда работают на пользу проекта, потому что наши герои, к сожалению, не становятся моложе. Нужно давать возможность тем, кто хочет, делать то, что хочет. Это не вопрос «супольных» проектов, это вопрос в принципе культурной политики. Если будет востребован еще один выход «Янарадзіўся тут», пускай публика решает. Если она готова голосовать рублем, пускай приходит, пускай артисты для нее поработают. То есть, я против заказных, заранее спланированных акций. Здесь главное слушать сердце.

Надо думать дальше, нельзя бесконечно жить архивом. Нельзя постоянно оглядываться на уникальный и удивительный «Народны альбом». Нельзя постоянно перепевать то, что было сделано 16-18 лет назад. Иначе мы ничем не будем отличаться от наших державных генералов культуры, которые живут с оглядкой на позавчерашний день. Именно поэтому культура не движется вперед.

Это отличный архив, но я считаю, что его надо усваивать, преодолевать, переживать и идти дальше.