«Нужно перестать говорить о пьяных сантехниках и начать настоящую реформу»

Эксперты объяснили, чем «реформа» главы Минска в ЖКХ отличается от настоящей.

Андрей Шорец в эфире СТВ своим главным достижением на посту председателя Мингорисполкома назвал реформу ЖКХ. Председатель Мингорисполкома перечислил следующие успехи в сфере ЖКХ: сокращение затрат в отрасли («причем значительно»), снижение стоимости выполнения работ на 45% за счет проведения тендеров только по капитальному ремонту, налаживание работы над качеством предоставляемых услуг (разделены службы заказчика и подрядчика), создание единого расчетно-справочного центра.

Что об этих достижениях думают эксперты? 

«Потребители ничего не почувствовали»

Бывший начальник управления жилищного хозяйства Мингорисполкома Иван Анташкевич не сомневается, что у столичного градоначальника есть аргументы и основания для того утверждения, которое он сделал в эфире СТВ.

– Но с точки зрения потребителей мы совершенно ничего не почувствовали. Ничего не изменилось – кроме повышения тарифов. Менялись формы платежных извещений, но потребителям неважно, как там записано. С точки зрения потребителей, качество услуг не улучшается, а платить нужно больше, – говорит Иван Анташкевич.

Иван Анташкевич. Фото: Радыё Свабода

Вместе с тем эксперт констатирует, что вряд ли руководителю Минска вообще по силам провести настоящую реформу ЖКХ в отдельном городе, если нет реформ во всей отрасли.

– Нововведения вроде появления хаус-мастеров или укрупнения ЖЭСов – это поверхностные вещи, которые не приводят к повышению качества услуг. Конкуренция отсутствует, и дома по-прежнему не хотят преобразовывать в товарищества собственников – нет законодательной поддержки. Нельзя говорить, что проходят реформы, мы видим поверхностные изменения, – отмечает бывший начальник управления жилищного хозяйства Мингорисполкома.

«При совместном домовладении люди лишены обязанности управления. Такая модель тупиковая»

Исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости в Беларуси Геннадий Калёнов считает, что даже изменение структуры управления совместными домовладениями – разделение служб заказчика и подрядчика – нельзя назвать реформой.

– Реформа ЖКХ – это прежде всего изменение структуры городского жилья. Она у нас совершенно не похожа на структуру в развитых странах, – говорит Геннадий Калёнов.

Геннадий Калёнов, ЖКХ

В европейских странах и США основу городского жилья составляют арендные дома и кооперативы, у которых один собственник. В Беларуси же среди многоэтажек почти все – совместные домовладения, отмечает он.

– У нас кооперативы, по сути, уничтожены. От них осталось лишь название. Подавляющее число многоэтажек в Беларуси имеют коллективную форму собственности. Это и есть самая большая проблема. Ведь совместные решения непросто принимаются даже в развитых странах, – говорит Геннадий Калёнов.

Исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости в Беларуси рассказывает: в развитых странах кооператив принадлежит одному некоммерческому юридическому лицу (у членов кооператива есть пай, они не собственники), что упрощает управление. А при совместном домовладении все собственники отвечают за все, за ними законодательно закреплена обязанность управлять своим частным многоэтажным домом.

– У нас же при совместном домовладении люди лишены обязанности управления и могут вообще ничего не делать. Государство принимает решения за них. У нас собственники за общее имущество не отвечают. Такая модель абсолютно тупиковая, – отмечает эксперт. – Поэтому нужно перестать говорить о  пьяных сантехниках, и начать обсуждать настоящую реформу в ЖКХ.

Геннадий Калёнов называет и другие факторы, которых в Беларуси нет в отличие от развитых стран.

Отсутствуют: конкуренция в предоставлении услуг, информирование собственников квартиры о работе системы ЖКХ («в Европе это начинается с детского сада и продолжается до глубокой старости») и подготовка профессиональных управленческих кадров («Все что есть – 56-часовые курсы для председателей товариществ собственников. В Австрии и Германии подготовка руководителей занимает 3 года»).

Выживет ли ЖКХ без шоковой терапии? Реформа ЖКХ: кто составит конкуренцию государству?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 15
  • Балл: 5