Сколько топлива могут купить на среднюю зарплату белорусы и их соседи

Небольшой спойлер: у отечественных автовладельцев не все так плохо.

Концерн «Белнефтехим» подчеркивает, что цена на топливо у нас в стране ниже, чем в сопредельных странах (кроме России), и попутно называет сразу четыре причины, по которым оно должно все-таки подорожать. AUTO.TUT.BY решил перевести средний заработок в Беларуси и странах-соседках в топливо и посмотреть, сколько бензина или дизеля может позволить себе белорусский автомобилист на зарплату.

Почетное второе место

Цена на топливо в нашей стране пока отличается завидным постоянством — 693 дня (это почти два года) — цены на бензин и дизель держатся на одном уровне. Хотя в большинстве сопредельных стран она колебалась в зависимости от цены на нефть. К примеру, цена на нефть марки Brent с начала года выросла на 40%, в свою очередь цена на бензин тоже увеличилась, но на 5,4%.

Среди стран-соседей дешевле бензин и дизель только в России. Беларусь занимает почетное второе место. Но у россиян цена в течение года колеблется, а у нас — нет. Даже украинцам повезло не так. Что уж говорить о литовцах, латвийцах и поляках. К слову, последние частые гости белорусского приграничья — заправился, и обратно.

Цены взяты исходя из данных за полгода по Беларуси и странам-соседям.

Инфографика: Антон Девятов, AUTO.TUT.by

Обогнали только украинцев

В разговорах о стоимости топлива у нас принято подчеркивать — «цена на бензин-дизель у нас ниже, чем у соседей, уже несколько лет кряду». При этом упускаем одну важную деталь — среднюю зарплату и то, сколько на нее топлива может позволить себе белорусский автомобилист. За основу мы взяли данные по итогам второго квартала — к сожалению, более поздней статистики по зарплатам Евросоюза пока нет.

Инфографика: Антон Девятов, AUTO.TUT.by

Здесь, увы, нам похвастаться нечем. Мы со средней зарплатой за полгода 699 рублей лучше только украинцев (средняя зарплата в пересчете 369,9 белорусских рублей). Радует лишь то, что на среднюю белорусскую зарплату мы можем позволить себе почти в два раза больше топлива, чем южная соседка.

В то же время белорус купит на свою зарплату почти в два раза меньше топлива, чем россиянин с зарплатой, по данным Росстата, в пересчете на белорусские 1110 рублей (они и по цене на топливо на первом месте) или поляк на 1914 рублей средней зарплаты. Чуть больше, чем белорусы, могут позволить себе заправиться литовцы и латвийцы — средняя зарплата у них соответственно 1611 и 1751 рубль.

Зарплата у белорусов с начала года увеличилась приблизительно на 10% — с 655 рублей до 722 рублей по данным октября. По итогам на конец года белорусский водитель может заправить автомобиль на 55 литров больше, чем в январе. Этого топлива хватит на 780 километров пути при среднем расходе семь литров по трассе.

А почти два года назад (13 января 2015 года — концерн «Белнефтехим» поднял стоимость топлива) на среднюю зарплату белорусы могли позволить себе в среднем на 80 литров меньше, чем сейчас.

Но если сравнивать эти показатели с данными пятилетней давности, то зарплата в АИ-95 «выросла» всего на 20 литров. Дизеля же белорусские автомобилисты могли купить пять лет назад почти на 100 литров больше, чем сейчас. Вы ведь еще помните цены в 2850 неденоминированных рублей за литр солярки?

Учителям и врачам меньше, финансистам — больше

Кроме всего прочего, мы решили подсчитать, сколько могли купить топлива автомобилисты из рядов учителей, врачей, строителей или банковских служащих на начало года и в сентябре.

Меньше всего заправиться на свою зарплату могут ожидаемо работники сельского, лесного и рыбного хозяйств — 374 литра АИ-95 в начале года против 449 литров в сентябре и 362 литра дизеля против 434 литров.

Ненамного больше могут себе позволить учителя и врачи. А вот строители, работники промышленной отрасли, транспорта, торговли идут примерно одинаково.

Больше всего могут заправиться на среднюю зарплату работники финансовой и страховой деятельности — у них показатели на начало года и конец почти неизменны. Они на свою зарплату могут позволить себе примерно столько же, сколько и россияне или европейцы.

Инфографика: Антон Девятов, AUTO.TUT.by

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 5
  • Балл: 5