Черновики для принтера, музей под потолком: как печатники экономят бумагу, свет, воду и даже одноразовую посуду

Директор одной из самых крупных типографий белорусской столицы доказал, что «зелёный» подход к производству не только помогает планете легче «дышать», но и приносит выгоду предприятию.

Частная типография «Юстмаж» находится на территории минского завода «Термопласт». Производственная площадь – 914 «квадратов». Компания занимается офсетной печатью —то есть производит продукцию большими тиражами. К примеру, в летние месяцы учебная литература, которую выпускают крупные частные и государственные издательства, печатается именно здесь.

Задумываются ли в такой компании об экологически дружественном подходе к производству?

Летом весь цех занят производством учебной литературы. Фото: Татьяна Остапчук

 – На мой взгляд, сегодня все бизнесмены в Беларуси думают о том, как сэкономить, поэтому «зелёный» подход – неотъемлемая часть любого частного производства, – убеждён управляющий предприятия Стефан Жарносек. – И еще один плюс: планете легче «дышится».

Добро пожаловать в музей ламп!

Стефан Жарносек стал руководителем типографии в 2012 году и сразу же задумался, на каких ресурсах можно сэкономить.

– Первое, что мы сделали,— разделили участки отключения электроэнергии, – рассказывает СтефанЖарносек. – Если раньше у нас всё время горел свет во всех цехах, то сейчас мы включаем только те участки, где работает оборудование.

На каждом рабочем месте свое освещение. Фото: Татьяна Остапчук

Кроме того, по словам управляющего, в производственных помещениях старые люминесцентные лампы постепенно заменяются на светодиодные.

По цехам типографии, на самом деле, можно изучать эволюциюосвещения. Под самым потолком как музейные экспонаты висят старые круглые светильники для ламп мощностью 500 Вт, которые освещали цеха ещё в 2001-м. Эти светильники сейчас вообще не включаются. Сегодня часть ламп в цехах люминесцентные, а часть светодиодные – замена происходит постепенно.

В офисных помещениях экономии электроэнергии также уделяется немало внимания. Яркий показатель – в кабинете директора из четырёх светильников на потолке два отключено, потому что надобности в таком большом количестве света нет, особенно при ясной погоде.

– Мне нужно освещение только над рабочим столом, поэтому я распорядился остальные лампы отключить, – рассказывает Стефан Жарносек.

И подчеркивает, что это экономия грамотная:

– Все нормы освещения у нас соблюдены – это правило. Как же, к примеру, резчик может работать при плохом освещении? Так он рискует испортить и продукцию, и своё здоровье! Забота о профессионалах – это тоже часть «зелёного» подхода.

Стефан Жарносек: «Зелёный» подход экономит ресурсы и планете позволяет «дышать» легче». Фото: Татьяна Остапчук

Сейчас на предприятии заняты пересмотром норм производства, то есть сокращениемобъёмов допустимого брака, который возникает на приладке оборудования в любой типографии.

– Чтобы «попасть в цвет»,есть так называемые приладочные листы, количество которых указано в технологических нормах. Любой заказ печатается по формуле «тираж заказчика + тираж на обязательную рассылку по государственным ведомствам+тираж на приладку»,– рассказывает Стефан Жарносек.

Приладка существует на всех этапах производства – при печати, склейке, резке продукции, при соединении на пружину или скобу. Всегда есть часть экземпляров, которые уходят в брак и затем— на макулатуру. К сожалению, это – норма для всех типографий.Однако и её можно сократить на более-менее простых заказах, считает управляющий типографии.

Важно, чтобы как можно меньше бумаги ушло в макулатуру. Фото: Татьяна Остапчук

 – Прежде всего, за счёт опыта наших сотрудников, большинство из которых в полиграфии уже более десяти лет – опыт работы у них колоссальный! Следовательно, им на «приладку» нужно меньше экземпляров, – считает Стефан Жарносек.

Технологи с опаской отнеслись к такой идее.Экономия не должна влиять на качество производства.Ведь если заказчика продукция не устроит, то может получиться обратный эффект. Но руководство заверяет: экономия будет разумной, не в ущерб качеству.

Переводим стрелки и утепляем окна

Несмотря на то, что в Беларуси уже несколько лет нет понятия «летнее» и «зимнее» время, график сотрудников типографии зависит от времени года. С ноября рабочий день сотрудников цеха начинается и заканчивается на час позже, что также влияет на расход электроэнергии.

Не забывают здесь и об утеплении помещений – перед зимой окна ежегодно заклеиваются пленкой.Расход воды вот уже несколько лет контролируют счётчики.

 – Хоть здание и арендуемое, установить счётчики на воду было несложно. Для этого не нужно никаких проектов разрабатывать, да и сами счётчики стоят относительно недорого, – рассказываетСтефан Жарносек. – Кроме того, за расходом воды следят ответственные люди, задача которых контролировать, чтобы краны не текли и заменять их по необходимости.

Печать на «зелёной» бумаге

Вопрос для белорусских типографий непростой. Первая причина в том, что вся бумага для полиграфии из-за рубежа. Завод в Шклове производит только газетную бумагу, которая изначально распределена между государственными типографиями.

Как рассказали специалисты отдела продаж типографии, ещё за всё время работы ни разу не было случая, чтобы заказчик принципиально просил отпечатать тираж на бумаге с какими-либо экологическими сертификатами. Для многих достаточно того, что бумага соответствует всем ГОСТам. Именно поэтому отдел продаж заказывает ту бумагу, которая есть на рынке: иногда онас FSC-сертификатом, а иногда без него. Первый вариант немного дороже, но разница незначительная.В типографии есть возможность печати на крафтовой бумаге, однако таких заказов не очень много.

Чтобы уменьшить количество отходов используется понятие «сборный заказ». Это когда макеты продукции небольших форматов размещаются на печатном листе так, чтобы непечатных областей было меньше. Такой подход экономит не только бумагу, но и средства заказчиков, так как стоимость сборного заказа будет ниже, чем печать всех заказов поотдельности.

– Это не наше изобретение – к такому подходу стремятся все типографии, так как стоимость экспортной бумаги занимает большую часть стоимости заказов, – признает Стефан Жарносек. – Наши менеджеры всегда согласуют между собой заказы и сообщают друг другу, если вдруг возникают свободные места «на подставку».

Безусловно, при производстве за счёт экономии на приладке могут возникать лишние экземпляры продукции. В таких случаях «сверхтираж» или предлагается на реализацию заказчику, или используется в качестве подарков в благотворительных и экологических акциях.

Наш вопрос об экологичности краски удивил руководителя типографии. Оказывается, сейчас вся типографская краска на водной основе, что считается более дружественным вариантом.

– Это достижение прогресса – в полиграфии сейчас везде используются только безопасные краски и клеи, — поясняет собеседник.

К раздельному сбору отходов производства давно привыкли. Фото: Татьяна Остапчук

Раздельный сбор отходов – также норма, которая закреплена в «экологическом паспорте» предприятия. За макулатурой сюда приезжает переработчик бумаги, лампы сдаются заводу по накладным и договору. Полипропиленовая лента, канистры, металлолом и цветные металлы также идут на переработку. Это обязанность каждого юридического лица.

Печать на черновиках и «зелёные» акции

Для повседневной работы в типографии требуется большое количество распечаток. В случаях, когда это возможно, в принтер закладывают черновики.

В комнате приёма пищи – обычная стеклянная посуда, а над выключателями – напоминания «Берегите электроэнергию!».

Про все эти моменты руководитель типографии забывает рассказать, так как по-другому просто никогда не было. Действительно, зачем для собственной «собойки» использовать одноразовую посуду... А для гостей есть специальный чайный сервиз!

В этом году типография впервые приняла участие в акции «День без автомобиля» в рамках Недели мобильности, что проходила в Беларуси. Многие сотрудники приехали на работу на общественном транспорте или на велосипеде, а заказчикам, приславшим свои фотографии на велосипедах или самокатах, типография вручила специальные призы. Двое сотрудников цеха и так регулярно добираются на работу на велосипедах – это, безусловно, личный выбор каждого.

Пример этого предприятия показывает, что, если руководитель заинтересован, то компания стремится к «зелёному» подходу. Но всегда ли происходит именно по такой схеме?

Дарья Чумакова

– В компаниях, где инициатива по «озеленению» офиса поддерживается руководством, или, например, на ценностном уровне входит в стратегию развития компании (в виде экологической политики или корпоративной социальной ответственности) всё происходит немного проще и быстрее. Тогда все «зелёные» активности внедряются на системном уровне, – считаетруководительница программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Дарья Чумакова.– Однако если вы простой рядовой сотрудник и хотите, чтобы в компании, где вы работаете, начали появляться элементы зелёного офиса, то это также возможно. И не стоит расстраиваться, думая, что в одиночку не справиться.

Специалистка рекомендует начать с простых вещей – поставить контейнер для сбора макулатуры в офисе, распечатать и разместить призыв кипятить в чайнике ровно столько воды, сколько нужно, а не прозапас, начать объяснять коллегам, почему это важно. Самое главное – это найти единомышленников, готовых поддержать вашу инициативу по развитию в компании зелёного офиса.

Экологичность – выгодное преимущество

Даже если клиенты пока не интересуются экологичностью предприятия, это не значит, что стоит медлить. Это может стать конкурентным преимуществом.

 – Некоторые заказчики подсознательно хотели бы напечатать свою продукцию на более экологичной бумаге, но не знают о таковой возможности, встречное предложение от исполнителя определенно помогло бы сделать выбор, дружественный окружающей среде, – разъясняет Дарья Чумакова. – С такой проблемой нередко сталкиваемся и мы сами, экологи, для которых принципиально, на какой бумаге печатается наша продукция, что происходит с обрезками бумагами, браком. Четко сформулированное предложение от типографии с описанием, какую экологичную бумагу они могут предложить, как происходит процесс печати, определенно добавило бы компании конкурентоспособности.

Дарья считает, что спрос на экологическую печать – вопрос времени. Сейчас экологический подход очень хорошо виден на рынке косметики и продуктов питания. Остальные сферы развиваются чуть медленнее, но рано или поздно возникает спрос на экологически сертифицированную бумагу и низкоотходный и ресурсосберегающий процесс производства типографской продукции.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 9
  • Балл: 4.6