«Человек, который прилетает в Минск, должен видеть не казино и голых девок»

Почему турист к нам едет неохотно, и какими клецками его заманить.

Фото: oede.by

Пока белорусские власти стремятся обеспечить приток туристов спортивными событиями, Завтра твоей страны выяснило у председателя правления белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерии Клицуновой, какие наши праздники, кроме спортивных, могут привлечь гостей из-за рубежа.

Валерия Клицунова. Фото: оnliner.by

«А что Минск? Чистый и скучный!»

На одном из мероприятий по продвижению странового маркетинга я услышала разговор москвичей, которые создают бренды.

Они сказали: «А что Минск? Чистый и скучный!».

Разве не так? Город, где ничего не происходит. Но его можно сделать очень интересным, если здесь будут уличные музыканты, уличные театры... Ну, и, конечно, еда! Я не знаю ни одного европейского города, где бы фастфуд не продавался на каждом углу.

Еда — это основа для создания интересного туристического продукта, особенно в странах, как наша, где мало достопримечательностей. У нас очень интересное кулинарное наследие (не «Драник-Лэнд» – это веселая упрощенная попса). Это наследие сохранилось в сельской местности, там можно выискать рецепты, продукты. Наше общественное объединение стояло у истоков кулинарного фестиваля «Мотальскія прысмакі». Вот это пример, когда абсолютно с нуля деревня за несколько лет превратилась в мекку туризма.

О роли коров и васильков

Туристическим продуктом, интересным для иностранцев, может стать тема, связанная с нашей страной. Если это картошка, мы должны продвигать ее в сознании людей и визуализировать.

Например, один иностранец, представляя Беларусь в Лондоне на бизнес-форуме, сказал, что это — страна молока и меда. Красивый образ. Но если мы позиционируем себя как страна молока, тут должны пастись коровы. Я много езжу по Беларуси: коров вообще нет, их загнали в комплексы. Еду по Голландии — они везде.

Нам нужно создавать образы, красивые картинки. Человек, который прилетает в Минск, должен видеть не казино и голых девок. Пусть он увидит, что в этой стране есть что-то еще.

Без серьезной стратегии, в том числе визуальной, не обойтись. Васильки как символ использовало Национальное агентство инвестиций и приватизации. Недавно васильки появились на самолетах Белавиа. А ничего, что они исчезли, что с полей их все вытравили? Если это национальный символ, васильки должны быть везде, их надо высаживать на клумбы. Это должна быть наша тема, наш бренд.

«Нам не нужен Октоберфест»

Лет 20 назад никто не рассматривал всерьез скандинавскую кухню. Но все изменилось, когда несколько умных людей собрались и написали стратегию национальной кухни. И сегодня ресторан Noma в Копенгагене – лучший в мире. Скандинавские страны сумели сделать из своих природных продуктов очень интересную кухню. На кулинарный фестиваль в Копенгагене в конце августа съезжается весь мир. Туда едут обсуждать еду, участвовать в мастер-классах, пробовать специальное меню в ресторанах.

Потенциал есть и у Беларуси. И не надо никого копировать. Нам не нужен Октоберфест. Мы свои фестивали придумаем.

У нас предприимчивые, развитые люди. Есть традиции, с которыми можно поиграть, в том числе и кулинарные. Грибы, ягоды, травы — это то, что сегодня модно и востребовано.

Люди едут не в отели

Гастрономический туризм — сильный мотивирующий фактор для иностранцев, чтобы приехать. Если мы делаем кулинарный праздник, значит, там должны быть продукты и сувениры, которые можно купить и привезти домой. Это большая цепочка. Но обязательно все это должно быть одним тематическим брендом.

Чемпионат мира по хоккею показал, что и Минск может быть интересным, живым, вибрирующим городом. Сейчас не происходит ничего интересного, что могло бы привлечь туриста. Мы не знаем английского. У нас нет уникального продукта. Некоторые думают: построили отели — и люди поедут. Но отели есть везде! Нужно придумать содержание, создать интересный продукт, продвигать его — и тогда люди поедут.

Чем и когда кормить иностранцев?

Одно из моих любимых блюд для коммерциализации белорусской кухни — это клецки с душами — картофельные шары с начинкой («душой»). Как правило, это мясо, сало, колбаса, грибы, творог. Это блюдо готовят в Лепельском районе Витебской области. Вот на этом я бы делала наш фастфуд.

Кстати, одними из первых ивентов, на которые мы приглашали дипломатов, была разделка кабана. Несмотря на то, что приглашенные были вегетарианцами, признали, что это высокое искусство.

Во всем мире ездят на карнавал в феврале, а Рождество отмечают дома. Мы могли бы сделать Коляды. Эти традиции сохранились у нас очень хорошо. Лет пять назад на сайте CNN Коляды в деревне Погост на Полесье заняли третье место в мире по голосованию иностранцев. Люди посчитали, что это круто, вот так с санями, масками, бабушками и водкой отмечать зимние праздники. Мы могли бы сделать несколько колядных недель, но с этим надо работать.

И не пожалеть заплатить!

У нашей страны нет никакого имиджа в глазах иностранного туриста. Это что-то невнятное, лишенное ярко выраженного облика. Все знают, что мы довольно закрытая страна. Но любопытство есть. Надо его возбуждать. Нужно разработать стратегию — смелую и красивую. Не могу сказать, что этим должно заниматься Министерство спорта и туризма. Конечно, надо привлекать пиар-агентства. Может быть, даже привлечь крутых экспертов и не пожалеть заплатить за красивую идею.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 55
  • Балл: 4.7