Выгодные гости: на каких туристах могут заработать белорусы

Инвесторы не понимают, когда в Беларуси отменят визовый режим и каков реальный портрет туриста.

Не научились говорить с инвесторами

Во всем мире туристическая сфера считается одной из самых развивающихся – люди путешествуют все больше. Но в белорусский туризм зарубежные инвесторы пока не торопятся вкладывать свои деньги.

Одна из проблем — плохая коммуникация с потенциальными инвесторами, считает Дмитрий Решетников, доцент кафедры международного туризма факультета международных отношений Белгосуниверситета.

Люди, имеющие деньги, не знают, куда их можно вложить.

– Минимум в четыре раза необходимо увеличить рекламу о стране, чтобы о ней узнало как можно больше людей, а еще – делать все, чтобы у потенциальных туристов и, конечно, инвесторов было сильное желание приехать и посмотреть, – считает глава Международного агентства по развитию бизнеса и туризма «Go! Vilnius»  Дариус Eдрис.

Лукашенко и картошка: какой видят Беларусь соседи?

Еще одной проблемой является отсутствие системной работы с иностранными бизнесменами, да и с белорусскими тоже.

—В турсфере у нас не наблюдается партнерства с государством. Согласился иностранец взять и отреставрировать историческую ценность – помогите, подскажите, проконсультируйте, поддержите, – говорит Дмитрий Решетников. – Сегодня немало противоположных примеров: благие начинания инвесторов превращались в сложный путь борьбы.

Например, так и осталась недостроенной гостиница возле озера Мястро, что входит в группу Нарочанских озер. А это – один из самых известных курортов Беларуси. Так и не встретила посетителей гостиница в Пружанах, ее строительство заморожено. Хотя в этот регион ежегодно приезжают на тренировки сотни спортсменов.

– Многие проекты держатся на энтузиазме инвесторов, которые просто имеют деньги и готовы вкладывать, не рассчитывая на быструю отдачу, — подчеркивает Дмитрий Решетников.

На сайте Национального агентства по туризму представлены около 120 вариантов для «туристических» инвесторов.

— Но, не видя реальных историй успеха, бизнесмены не торопятся делать вливания в туристическую сферу, – констатирует эксперт.

Невидимые «тормоза» 

Недавнее исследование, проведенное Белорусским институтом стратегических исследований (BISS), позволило обозначить и другие болевые точки. Например, потенциальным инвесторам не хватает аналитики – цифр и фактов о белорусском туризме. Нет достоверной точной информации о том, сколько туристов приезжает в тот или иной город, сколько денег они готовы потратить и сколько тратят. Непонятно даже для кого формировать предложения, ведь не ясно, как люди чаще путешествуют по Беларуси – семьей, организованной группой или в одиночку.

– Сами предприниматели говорят о так называемом «механизме торможения» туризме в Беларуси, – отмечает Дмитрий Решетников. – Например, в Беларусь приезжает меньше иностранцев, чем могло бы, потому что существует визовый режим.

По оценке Андрея Елисеева, автора исследования «Малый приграничный режим на восточных границах ЕС», главным источником туристов в Беларусь являются жители Евросоюза, в первую очередь, граждане Литвы и Польши.

— Без этих стран турпотоки в нашу страну значительно не вырастут, — подчеркивает эксперт.

Всех впускать: разрешат ли иностранцам бесконтрольно разгуливать по Беларуси?

Есть и другие «невидимые» проблемы: в белорусских городах легко потеряться – не так много туристических инфоцентров, аудиогидов для самостоятельных прогулок. На улицах не найти Wi-Fi, к которому привык турист в Европе, есть проблемы с инфраструктурой для людей с инвалидностью. Все это барьеры, оказывается не только для туристов, но и для тех, кто собирается вкладывать деньги в эту сферу.

Какой туризм нужен Беларуси

Корпоративный туризм – одно из перспективных направлений для Беларуси, отмечают специалисты. Инфраструктура в Минске уже создана: перед Чемпионатом мира по хоккею в столице появились гостиницы, в том числе крупные сетевые, есть комфортные конференц-залы, неплохо налажено транспортное сообщение с другими странами.

– В Вильнюсе не хватает хороших гостиниц, нет крупных конгресс-холлов и конференц-залов – например, у нас только собираются переоборудовать для этих целей оставшийся с советских времен дворец спорта. Но с гораздо более плохими условиями мы умудряемся зарабатывать.  В среднем «корпоративный» турист оставляет в городе около 700 евро за поездку, – рассказывает глава Международного агентства по развитию бизнеса и туризма «Go! Vilnius» Дариус Eдрис.

«Лоукостеры», то есть люди, пользующиеся бюджетными авиалиниями, или те, кто останавливается в хостелах, снимает недорогое жилье или ночует у родственников, столько заработать не дадут, отмечает литовский эксперт. И для Беларуси пока в этом плане на многое рассчитывать не приходится: примерно 80 процентов туристов либо проезжают транзитом, либо гостят у родственников, снимают более дешевое, не всегда легальное жилье.

Именно поэтому Дариус Едрис предлагает белорусам сделать ставку на корпоративное направление.

Еще одна перспективная сфера – медицинский туризм. Из года в год он только набирает обороты – в 2014 году экспорт медицинских услуг составил 42,4 миллиона долларов (в 2013 — 37,1 миллиона).

Количество желающих получить медицинские услуги растет. В 2015 году в медучреждениях Беларуси оказана медицинская помощь около 170 тысячам зарубежных граждан из 121 страны.

Белорусских врачей выбирают преимущественно граждане СНГ. Как объясняют в Минздраве, это связано с отсутствием границ и языковых барьеров.

В целом, по данным Белстата, за прошлый год в Беларусь въехали почти 4,4 миллиона иностранцев, не считая россиян, которые могут свободно пересекать границу. Из России гостей было примерно два миллиона. Объем доходов от въездного туризма в 2015 году составил 734 миллиона долларов.

Нетронутая природа или цитадель казино: какой имидж может стать «фишкой» Беларуси?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 8
  • Балл: 4.8