Рекордное количество стобалльников: тесты легче или абитуриенты умнее?

Подводим итоги вступительной кампании.

Одни вчерашние абитуриенты уже влились в студенческую жизнь, другие, которым повезло меньше, с грустью смотрят на результаты ЦТ, которые не позволили им стать студентами. Ну а у большинства абитуриентов будущего года сейчас самое ответственное время - начало подготовки к тестированию.

Мы же решили посмотреть, какими были тесты в этом году. Средние баллы, количество стобалльных результатов на ЦТ (см. таблицу) говорят о том, что справились с ним поступающие лучше. Да и проходные баллы в этом году подросли. Интересно, это ребята готовились лучше и ответственнее, или тесты стали доступнее. Разбирались с этим мы с преподавателями, которые уже не первый год готовят молодых людей к ЦТ.

 «Вызубренное правило не поможет сдать тест по русскому языку»

В этом году тест по русскому языку на 100 баллов сдали 86 абитуриентов. Четырех из них подготовила преподаватель с 15-летним стажем Анжелика Салонович. Стобалльники у нее есть каждый год, а в 2012-м Анжелика Васильевна сама сдала ЦТ на 100 баллов.

Русский язык - самый популярный тест, ведь его (или белорусский) необходимо сдавать при поступлении на любую специальность.

В этом году Министерство образования заявило, что в тестах «усовершенствована конструкция заданий, позволяющих определить не только уровень языковых знаний, но и культуру речи и мышления».

— Никаких особенных изменений в тестах этого года я не заметила, — признается Анжелика Салонович. — С каждым годом они становятся проще, легче, при этом никаких кривотолков, разночтений в заданиях нет. В общем, к тестам нет никаких претензий.

— Как же нужно готовиться, чтобы получить 100 баллов?

— В самую последнюю очередь должно чуточку повезти. Но я всегда говорю детям, что для того, чтобы на экзамене повезло, нужно как можно больше выучить.

— Но как выучить?

— Главное, чего не хватает большинству учеников - это понимания законов языка, а не зазубривания правил. Обычно для детей ценность представляет сама запятая в предложении или вставленная в слово буква, а не причина постановки запятой, структура предложения или условие выбора орфограммы. Ученики учат правила, но не могут их применить. Каждое правило нужно заставить работать. И научиться думать. К примеру, как работает постановка знаков препинания. Ребята не приучены анализировать предложение, чтобы понять, например, нужно ли ставить запятую перед И. Это вечная головная боль. Когда ты видишь в предложении союз И, то должен понимать, что это уже опасность. Нужно определить, это простое предложение или сложное. Если простое, союз И связывает однородные члены. Дальше смотришь, одиночный это союз или повторяющийся. Если одиночный - запятая не ставится. Повторяющийся - ставится, хотя и там есть нюансы. Если предложение сложное и союз И связывает части предложения, по программе 5-го класса запятая обязательно ставится, а в 9-ом тоже появляются разные нюансы. То есть, каждый раз нужно рассуждать, думать. Но еще обязательно помнить о том, что, к сожалению, в любом языке есть исключения буквально из всех правил.

Иногда приходится переламывать какие-то стереотипы. Да, в начальной школе и в 5 классе мы говорим ученикам, что перед союзами КАК, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА ставится запятая. Но тогда же нужно объяснить детям, что, когда они повзрослеют, правило немного усложнится. И дети будут это помнить. Хорошо, когда один учитель работает с классом с 5 по 11 класс: это позволяет систематизировать школьный курс языка.

Многие дети говорят: «Математика, физика, английский легче этого вашего русского». Просто потому, что не понимают логику языка. Как только они начинают чувствовать язык, у них выстраивается в голове стройная система и сразу появляется результат.

— А как же люди с врожденной грамотностью, которые не знают правил, но пишут без ошибок?

— Вся врожденная грамотность закончится примерно на задании А11 (всего в тесте 40 заданий. - Ред.). Для выполнения более сложных заданий по орфографии, заданий по пунктуации ее уже не хватает. А, кроме того, существуют еще задания по морфологии, синтаксису, составу слова, словообразованию, культуре речи и т. д.

— Что самое сложное для абитуриентов?

— Фразеологизмы всегда сложны, потому что мы мало их используем в речи, срабатывает закон экономии речевых усилий - если можно сказать одно слово, зачем говорить пять? Все упрощается. Фразеология - это наше речевое развитие, количество прочитанных книг..

Всегда было непросто со словообразованием и разбором слова по составу. Понять, сколько в слове суффиксов - высшая математика для учеников. Сложны всегда задания на нахождение различных ошибок, нарушение речевых норм, задания по синтаксису, морфологии.

— А еще нам всегда говорили: читайте много и будете писать грамотно…

— Чтение, безусловно, дает много для речевого развития, и тогда те же фразеологические обороты пугать не будут. Но оно не поможет, например, определить структуру предложения: простое или сложное, осложненное или нет, двусоставное или односоставное…

— Но ваш опыт показывает, что 100 баллов - это реально.

— Чтобы получить максимум баллов, мало выучить язык и научиться выполнять тесты. Очень важно психологическое состояние. Очень тяжело холерикам, потому что они слишком эмоциональны. Как правило, хорошо сдают спокойные, уверенные в себе люди. Русский пугает еще тем, что это первый экзамен. В этом году одна ученица сдала тест на 93 балла. Но результат ведь известен не сразу. И она так изнервничалась, испугавшись, что экзамен провалила, что к тесту по обществоведению слегла с температурой 39. Его пришлось сдавать в резервный день.

 «Это был самый легкий тест по физике за все годы»

Традиционно физика оказывается самым сложным предметом для абитуриентов и баллы по нему значительно ниже, чем по другим предметам. Но в этом году случился прорыв - количество 100-балльных результатов по физике выросло с 7 в прошлом году до 34 в этом!

— Это действительно был самый легкий тест - никаких сюрпризов, - считает преподаватель физики, заместитель директора Лицея БГУ по учебной работе Игорь Варакса. — И подготовиться было совершенно реально. Во-первых, заранее была известна спецификация теста, благодаря которой ты знаешь, на каких темах нужно сфокусироваться, а на каких можно сэкономить время. Например, в этом году в тесте не были представлены такие темы, как насыщенный пар, влажность воздуха и поверхностное натяжение.

Во-вторых, можно было проверить себя в условиях, приближенных к «боевым». Мы рекомендуем ходить на все три этапа репетиционного тестирования. Так как в этих тестах довольно часто появляются задания подобные тем, которые впоследствии будут представлены на ЦТ. Кроме того с прошлого учебного года РИКЗ на своем сайте стал предоставлять демо-тест - это еще одна возможность потренироваться. На РТ теперь ходить важно еще и потому, что теперь каждый его участник может получить от РИКЗ подробный и полный разбор всех заданий теста. Поэтому все задачи можно более тщательно проработать дома. Раньше ведь РТ нужно было только для того, чтобы потренироваться крестики ставить в бланке. Когда школьник получал свой результат, он даже не мог вспомнить задания, в которых сделал ошибки. А когда появились разборы, то и результаты повысились.

В-третьих, теперь, когда задания ЦТ опубликованы, мы видим, что из 30 заданий 16 были знакомы тем абитуриентам, которые ходили на все этапы РТ и прорешали демо-тест.

— Эти задачи повторились на ЦТ?

— На первом этапе РТ в тесте было четыре задачи подобных заданиям ЦТ, на втором - также четыре, на третьем - целых семь и, наконец, в демо-тесте - снова четыре. При этом три задания на протяжении года встретились дважды. А ведь еще есть компьютерное тестирование, которое проводит РИКЗ. Это еще один способ проверить себя и ознакомиться с заданиями.

— А остальные четырнадцать заданий?

— Все они были составлены в соответствии со спецификацией, и по сложности большинство было легче или сопоставимо с задачами, предлагавшимися на репетиционном тестировании. Например, на втором (В11) и третьем (В10) этапах РТ в тесте была задача на движение заряженной частицы в электрическом и магнитном поле, а на ЦТ осталось только движение в магнитном поле. На протяжении года задачи В12 вызывали вполне обоснованные трудности абитуриентов, а на ЦТ в B12 была предложена оригинальная (ничего подобного не встречалось за все время проведения тестирования по физике), но упрощенная задача, которая решалась в одну строчку. Словом, написать ЦТ по физике на 100 баллов было полностью реально, да и сам тест был не очень сложным. Это подтверждается и объективными показателями. Количество стобалльных работ выросло многократно, да и средний балл у выпускников школ, гимназий и лицеев увеличился.

— То, что тест стал проще, конечно, порадовало абитуриентов. Но стали ли они лучше знать физику?

— Предпосылки высоких результатов очевидны - наличие спецификации теста, огромный выбор материалов для подготовки, возможность многократно проверять уровень готовности на протяжении года. Но что будет, если мы поместим выпускника белорусской школы в другие условия? Давайте сравним различные системы тестирования по физике, сопоставим ЦТ, ЕГЭ и SAT (тест для приема в высшие учебные заведения США. - Ред.). Даже беглое ознакомление со спецификацией и типовыми заданиями ЕГЭ позволяет сделать вывод, что для его успешной сдачи необходимо заниматься дополнительно, так как есть ряд тем, которые на ЦТ не представлены. SAT по физике еще более сложный. На 75 заданий, которые охватывают все разделы физики, отводится 60 минут, калькулятором пользоваться запрещено, а за неправильные ответы начисляются штрафы. Исходя из этого, можно сделать вывод: несмотря на то, что средние баллы ЦТ и количество стобалльных работ по физике растет, и этот факт можно только приветствовать, уровень требований, которые мы предъявляем к знаниям выпускников невысок, и без дополнительной подготовки они будут неконкурентны в мировом масштабе.

«В тесте по математике нет тем, которые понадобятся в вузе»

Преподаватель математики и физики Евгений Ливянт готовит абитуриентов к ЦТ больше 10 лет. Самый известный репетитор страны признает, что в этом году тест по математике практически безупречный.

— Во всяком случае, гораздо качественнее, чем в прошлые годы. Все задачи были корректно сформулированы, соответствовали школьной программе. Единственным, на мой взгляд, недостатком является сразу несколько тяжелых задач по геометрии. Надо понимать, что на тесте по математике у абитуриентов есть только ручка и белый лист бумаги, нет ни линейки, ни листика в клеточку. Хорошая задача по геометрии требует времени, чертежа, нужно походить, подумать. А на ЦТ отводится только три часа на все задачи. Несколько сложных задач по геометрии в одном тесте - это перебор. С другой стороны, выдающиеся ребята есть всегда (в этом году 25 человек получили по математике по 100 баллов. - Ред.). И тест отделил самых лучших от просто лучших.

— То есть, тест вполне решаемый?

— Да, но нагло скажу, что в этом, надеюсь, есть и заслуга моя и моих коллег, которые увидев безобразный тест третьего этапа репетиционного тестирования, в котором было много некорректных и плохо сформулированных задач, проделали большую работу. Мы подготовили подробный документ с замечаниями, который отправили во все инстанции - не только в РИКЗ, но и министерство образования, комиссию по контролю за ходом вступительных испытаний, Палату Представителей. В парламенте наши замечания рассматривали доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Института математики НАН Беларуси Василий Берник и заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Михаил Волков - известные в стране математики. И часть наших претензий они признали.

В итоге в самом тесте на ЦТ подобных недочетов не было. Я считаю, что подобные дискуссии - это нормально. Неправильно, воспринимать такие ситуации как нечто из ряда вон выходящее. Надо профессионально обсуждать проблемы, спорить, дискутировать.

— А есть в тесте задачи, с которыми может справиться любой выпускник школы?

— Да, конечно. Таких задач штук шесть (из 30, входящих в тест. - Ред.). Их проходят в школе до шестого класса включительно (см. пример задания под рубрикой ПРОВЕРЬ СЕБЯ).

Но экзамен по математике существенно отличается от всех других. По физике тест практически совпадает со школьной программой, в него не входит буквально несколько тем. С математикой разрыв большой. К примеру, в старших классах очень много времени отводится на тему «Производная», на ЦТ ее вообще нет, а в вузе изучать высшую математику без производной невозможно. Важнейшая математическая тема «Вектора», в тесте ее нет, а высшую математику без векторов учить нельзя. Элементы дискретной математики есть в школьной программе всех окружающих нас стран, без нее нет программирования. Ее элементы начали вводить и в нашу школьную программу, но в тесте ее снова нет. Преподаватели не имеют права тратить время на эти темы, готовясь к ЦТ, но в вузе без них учиться сложно. Появились даже специальные курсы по этим темам для первокурсников, которые только поступили в вузы и не хотят испытать шок на лекции по высшей математике.

— Какие задачи сложнее всего для абитуриентов?

— Есть задачи, которые полны всяких приемчиков, которые, как правило, в школах не показывают. Модули есть в школьной программе, но почти ни один мой ученик не учил в школе, как решать задачи аналогичные В10. Логарифмическое неравенство В8 тоже требует специальной подготовки. Методы решений этих и многих других задач показывают репетиторы или на подготовительных курсах.

Но я лишний раз хочу сказать, что обижаться на результаты ЦТ глупо. Это всего лишь градусник. И единственный объективный экзамен в стране. Плюс невероятно полезный массив информации, который нужно садиться и изучать. Абитуриенты ведь сдают даже черновики, а по ним можно понять, как мыслят дети. Для меня черновик - важнейший документ, вся моя работа строится на анализе ошибок учеников. Черновик помогает понять, на каком этапе человек ошибся, что ему дается труднее и т. д. Тестирование дает возможность провести такой анализ практически по всем школьникам. К сожалению, по непонятной причине доступ к этой информации засекречен.

 «На химии самыми сложными оказываются задачи»

Тест по химии в этом году изменился - увеличили количество практических заданий, которые нужно было выполнить не за 120 минут, как в прежние годы, а за 150. Преподаватель химии Алексей Кособуцкий признается, что до начала подготовки абитуриенты зачастую не знают элементарных вещей.

— Тест этого года несложный, в последние годы он становится все легче и легче, — говорит Алексей.

— Но только один человек получил 100 баллов.

— Чтобы получить 100 баллов, нужно решить все. Но школьнику, который не занимается на факультативах, курсах или у репетитора, сделать это нереально. Задания части В встречаются на олимпиадах, в этом году три из них были очень сложные. Поэтому большинство абитуриентов даже не тратит на них время и получает 85 - 90 баллов. Из 12 задач части В реально справиться с девятью задачами. Я своим ученикам говорю, что основные баллы нужно зарабатывать, решая часть А. Но и над ней нужно поработать. Ведь бывают ребята, которые в 11 классе не знают элементарного - валентности, не знают, как решать задачи, выстраивать цепочки. Для успешного выполнения теста нужно и теоретический материал осваивать, и практическую часть тренировать. Валентность, цепочки - это химический алфавит, который требуется в половине заданий теста.

— Какие самые сложные темы для абитуриентов?

— Традиционно - органическая химия, белки, сахара.

— Сколько заданий в тесте по химии может выполнить любой выпускник школы?

— Думаю, не больше двух-трех из 50. Конечно, вся информация, на которой построен тест, есть в школьном учебнике. Правда, найдет ее не каждый ученик, многие вещи, к примеру, написаны только мелким шрифтом. Если бы ученик хорошо выучил учебники за все годы с 7 по 11 классы, баллов на 70 тест точно сдал бы. Но в обычных, непрофильных классах практически не учат решать задачи, а в последних задачах части В нужно использовать даже математические приемы - составить систему уравнений или большое уравнение.

«Тест по английскому не сдашь, если мало читаешь… по-русски»

В этом году только один абитуриент сдал ЦТ по английскому языку на 100 баллов. Хотя средние баллы по этому предмету показывают, что абитуриенты к нему готовятся серьезно. Конечно, этот тест не такой массовый, как по математике или русскому языку, сдают его на избранные специальности. Поэтому и требует особой подготовки. Преподаватель Анна Малинина за последние годы изучила все подводные камни, о которые может споткнуться абитуриент.

— Претензий к тесту в этом году у меня нет, - признается Анна. — Самыми проблемными были тесты в 2007, 2008 годах, когда тексты в них были нелогичные, непонятные даже мне, преподавателю. А ведь в тесте по английскому языку все задания основаны на текстах, поэтому, если абитуриент не умеет переводить текст, даже зная правила, тест он не напишет. В этом году тексты очень хорошие, даже интересные.

— Что же нужно, чтобы хорошо сдать тест?

— Я всегда анализирую, как пишут ЦТ мои ученики. Иногда бывает человек старается, все правила знает, практически не ошибается в процессе подготовки, идет на ЦТ и… получает низкие баллы. Да, можно где-то ошибиться, не там крестик поставить, что-то перепутать. Но цена такой оплошности невелика. Большинству же не хватает эрудиции, общего уровня развития. Например, в этом году в варианте 10 текст на времена был о слепой девочке и системе чтения Брайля. Так вот, знает о такой системе хорошо, если каждый десятый. Но если ты не понимаешь, о чем идет речь в тексте, не помогут знание ни времен, ни правила, ни выученные слова.

— Что же делать?

— Надо читать много и, в первую очередь, по-русски, развивать кругозор, речь. Я всегда говорю, что плохо зная русский язык, не умея подбирать синонимы, образные выражения, невозможно хорошо написать английский. А человек начитанный умеет образно представлять то, о чем рассказывается в тексте - кто куда идет, что делает. И расставляет времена прекрасно, даже не очень уверенно в них разбираясь. Мне иногда приходится на занятиях разыгрывать настоящие представления - быть режиссером, актером маленького текста.

Второй момент - дома ученики часто при переводе текста пользуются онлайн-переводчиками. Но переводу так научиться нельзя, наоборот, только отдалиться от успеха. К примеру, выражение don’t pull my leg переводится не как «не тяни меня за ногу», а «не морочь мне голову». Английский язык - самый идиоматический. Нужно помучиться, пострадать, но без этого опыта нельзя выучить язык. Тем более, что в последние годы в тестах заданий десять идут на синонимы. Чтобы с ними справиться, нужен большой словарный запас и чувство текста. Нужно знать не просто перевод синонимов, но и то, какой в каком случае нужно употреблять. К примеру, speak и talk. Speak - говорить с кем-то официально, а talk - болтать с другом. И часто, не поняв перевод текста и то, кто с кем разговаривает, ученики делают ошибки.

— Самостоятельно реально подготовиться к ЦТ?

— Можно, если есть база языка, понимание структуры грамматики английского языка. Ведь большинство правил имеют исключения. Все это нужно знать. Плюс нужна уверенность в себе. Есть ребята, которые хорошо готовы, но все время в себе сомневаются. И очень часто они недобирают баллы на ЦТ.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 5