Куда пойти учиться обладателям университетских дипломов?

Обязательно ли взрослым садиться за парту?

Традиционные учреждения образования больше не могут удовлетворять потребности рынка труда в полной мере, уверены немецкие эксперты. Будущее — за гибкими программами обучения, которые способны подстраиваться под конкретного человека.

– Настало время деинституализации обучения, развития народных университетов, роста неформального образования и коучинга на предприятиях, – считает немецкий специалист в области внедрения квалификационных рамок в сфере образования Йоханнес Зауэр.

Германия уже отказывается от многих элементов институционального обучения взрослых. Вместо них появляются узкие и конкретные обучающие курсы, прямо в организациях и на предприятиях создаются отделы повышения квалификации.

Беларуси до такого этапа развития дополнительного образования еще далеко, да и стремиться скопировать чужой опыт не стоит, заметил во время дискуссии «Продолжение обучения в трансформационных процессах» член исполнительного совета Института продвижения инноваций и научных исследований (Германия) Ханс Йоахим Буггенхаген.

Беларусь находится в центре трансформационных процессов, которые затрагивают все сферы жизни населения. Неизбежно придется успевать за развитием рынка, технологий и за новыми тенденциями.

Ищем работников: за какими специалистами охотятся наниматели

– Сейчас для Беларуси актуальны функциональные знания, та же финансовая, компьютерная грамотность и осваивание современных технологий. Будут появляться и другие вызовы, – подчеркивает председатель Совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения Дмитрий Карпиевич.

Рынок услуг дополнительного образования в последнее время заметно вырос. Например, на базе негосударственных организаций и центров социального обслуживания населения предлагается большое количество обучающих курсов для людей третьего возраста.

Первые программы давались очень тяжело. Но как только появился первый успешный пример, сработало сарафанное радио: участники программ положительно отзывались о курсах, радовались новым конкретным умениям – спрос на курсы для пожилых людей возрос.

Нехватка обучающих курсов на селе

Предложения дополнительного образования есть в крупных городах, но их катастрофически не хватает в регионах, потому что негосударственных провайдеров образования там мало, а учреждения образования не очень мобильно реагируют на потребности регионов в обучении.

Хотя и в этом направлении заметен прогресс. Все больше колледжей и лицеев предлагают возможности обучения для взрослых, подчеркивает Дмитрий Карпиевич.

Образовательными провайдерами в регионах, по его мнению, могли бы стать местные учреждения культуры или территориальные центры социального обслуживания населения, если бы государство дало им определенную поддержку и стимулировало заниматься такой деятельностью.

Дмитрий Карпиевич надеется, что пройдет время и сто процентов населения будут иметь постоянный доступ к интернету. Но пока этого нет, что ограничивает доступ и к дистанционному обучению. Значит и потенциал дистанционного обучения используется в незначительной мере.

Университеты как препятствие для трудоустройства

Высокий процент населения с высшим образованием, безусловно, поднимает Беларусь в международных рейтингах. Но когда на рынке труда преобладает спрос на рабочие профессии, люди, окончившие вузы, остаются невостребованными.

– Гипертрофированное предоставление услуг высшего образования – это серьезная проблема. Не найдя работы по своей специальности, люди после вузов вынуждены идти в лицеи или на обучающие курсы, чтобы получить рабочую профессию. Но в такой ситуации мы не просто учим юриста или экономиста работать у станка. Ему самому придется перестроить свое видение реальности, изменить психологию, – отмечает первый проректор Республиканского института профессионального образования Эдуард Калицкий.

В Кодексе об образовании отведено достаточно места для дополнительного образования, но совершенно не прописано, как можно было бы признавать знания и компетенции, полученные на рабочем месте, на курсах и с использованием других форм неформального обучения.

– В стране нет учреждения, куда можно было бы прийти, чтобы сдать тест или экзамен и получить сертификат о том, что ты владеешь такой-то функцией на определенном уровне. Такая возможность очень мотивировала бы население к самообразованию и индивидуальному обучению, – говорит Эдуард Калицкий.

По его словам, сертифицировать специалистов могли бы определенные органы или сертификационные центры при отраслевых советах, люди, знающие профессиональные стандарты.

Сейчас в мире популярен модульный подход: обучение в виде информационных блоков, часто с индивидуальным подходом к обучающемуся человеку. В Беларуси обучение все еще строится по классической школьной структуре обучения: люди учатся, сидя за партой.

– Важно, чтобы образовательная система была ориентирована на индивидуальную подготовку профессионалов. Этого трудно добиться в университетах и лицеях. Взрослые могут получить индивидуальный набор компетенций, нужных под конкретное рабочее место, – считает Эдуард Калицкий.

Эксперты убеждены, что система дополнительного образования, стремительно набирающая обороты, в будущем будет совершенствоваться и развиваться.

За каким образованием белорусы становятся в очередь?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 8
  • Балл: 4.5