На реформе госаппарата государство больше потеряло, чем сэкономило

Cокращение чиновничества в Беларуси привело к снижению его эффективности.

К такому выводу пришли эксперты «Либерального клуба», проведя исследование «Реформа системы госуправления в Беларуси: предварительные итоги и мысли о будущем».

Белорусы сразу не поверили

Когда президент инициировал сокращение госаппарата на четверть и за счет этого повышение зарплаты оставшимся чиновникам, белорусы особо и не надеялись, что в стране в связи с этим произойдут перемены. По данным социологического исследования Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), на вопрос «Согласны ли вы с тем, что это повысит эффективность работы чиновников?», большинство опрошенных ответили «нет».

Образ людей, находящихся у власти, также не вызывает особых симпатий и доверия у населения. По результатам июньского опроса картина сложилась следующая:

 

Поручения начальников исполнять теперь некому

Реформа госуправления вылилась в обычное сокращение госаппарата. В исполкомах часть отделов были закрыты (по делам религий и национальностей и по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС), часть — объединены (по делам молодежи, культуры, идеологии).

— Возникает вопрос, как они теперь будут работать, потому что они подчиняются разным вышестоящим структурам, более того, у них идет финансирование из разных источников, — отметил на презентации Вадим Можейко, один из авторов исследования Либерального клуба. — На местах не очень понимают, как в такой системе работать.

Сокращение штатов служащих произошло механически и, несмотря на слова Александра Лукашенко, что сверху больше надо сокращать, а снизу — поменьше, все было сделано с точностью наоборот, подчеркивает эксперт.

— Сократили в целом больше людей на местах, выполняющих низовые функции, а не тех, кто занимает какие-то посты, — говорит Вадим Можейко. — В итоге получились анекдотические ситуации, когда в управлении есть начальник, есть его заместитель, но нет никаких других сотрудников, и некому исполнять их поручения.

К тому же довольно часто сокращали тех, кого нужно было уволить, а не тех, кто заслужил увольнение.

Идет размывание вертикали власти

Что касается обещанного улучшения материального положения чиновников, то зарплаты начальникам действительно повысили, и неплохо повысили. В отдельных случаях даже в два раза, а вот зарплаты чиновников более низкого ранга повышены не были и фактически снизились.

— Надо понимать, что это происходит на фоне увеличения объема работы после сокращения людей, ранее ее выполнявших, а с другой стороны, на фоне роста валютного курса, — поясняет Вадим Можейко. — Остались не лучшие работники, при этом они гораздо больше нагружены работой. На уровне исполкомов создание системы двойного подчинения, по сути, приводит к размыванию вертикали власти.

Материальное положение довольно значительной части чиновников ухудшилось и, более того, они понимают, что повышения зарплаты не предвидится.

— Экономия в результате реформы получилась меньше потерь, — резюмирует Вадим Можейко. — На это повлияло, с одной стороны — увеличение зарплат начальников, которое потребовало денег, с другой стороны, те, кто уходил, старались по максимуму получить пособие, компенсацию за отпуска, на что тоже ушли деньги.

В результате сокращение госаппарата привело к снижению эффективности и управляемости системой.

Косметические изменения несут для власти дополнительные риски

Кроме того, по оценке исследователя, прибавились два новых фактора, которые очень сложно спрогнозировать и экономически просчитать. Первый — ухудшение качества работы чиновников, второй — те, кто был сокращен, владеют конфиденциальной информацией.

— И сложно предсказать, какие последствия это может иметь, — резюмирует Вадим Можейко.

Исследование «Реформа системы госуправления в Беларуси: предварительные итоги и мысли о будущем» показало, что действующая система госуправления вполне устраивает власти в Беларуси, а реформы носят эпизодический и ситуативный характер. Реальная реформа госуправления потребует полную перестройку существующей системы власти. Косметические же реформы не имеют смысла и, более того, могут нести для власти дополнительные риски.

+ «Выпил пива – значит, 50 тысяч отправил на джип председателю исполкома»

  • Оцени статью: